ADAS - (Advanced Driver Assistance Systems)
ADAS расшифровывается как (Advanced Driver Assistance Systems) современные системы помощи водителю.
Это разнообразные устройства призванные повысить безопасность управления автомобилем.
Как правило к таким устройствам относят:
- Радары ближнего и дальнего действия
- Внешние и внутренние видеокамеры
- Парковочные радары (передние и задние ультразвуковые датчики)
- Лазерные дальномеры (LIDAR - Light Identification Detection and Ranging — световое обнаружение и определение дальности)
Эти устройства объединены в единое целое при помощи блока управления.
Автомобили оснащенные ADAS являются промежуточным звеном между обычными автомобилями управляемыми водителем и беспилотными машинами.
Отрадно заметить, что УАЗ стал одним из "пионеров" отечественного внедрения систем ADAS:
В июле 2016 года Ульяновский автомобильный завод провел демонстрацию автомобиля УАЗ ПАТРИОТ с электронной системой кругового обзора и помощи водителю (ADAS Vision).
В новой системе совмещены видеокамеры кругового обзора (Surround View) и ультразвуковые датчики безопасной парковки. При этом автомобиль приобретает новое потребительское свойство — в нем совмещена визуализация опасных препятствий и звуковая сигнализация предупреждения.
Разработчиком электронной системы выступила компания Абикс-Технолоджи, один из лидеров российского рынка по созданию и внедрению автомобильных электронных комплексов безопасности и помощи водителям.
Особенностями новой системы также является использование ADAS-камеры с функциями предупреждения о непроизвольной смене полосы движения (LDW — Line Departure Warning) и определения препятствий впереди автомобиля (FCW — Forward Collision Warning). В дальнейшем в рамках развития системы ADAS в платформе УАЗ ПАТРИОТ планируется использовать 4-х канальный видеорегистратор, а также реализовать функцию распознавания дорожных знаков (Traffic Sign Recognition, TSR), автоматическое переключение дальнего и ближнего света (Light Assist) и динамические парковочные линии (наложение траектории движения автомобиля на видеоизображение до начала и во время движения).
Ульяновский автозавод представил демо-автомобиль УАЗ ПАТРИОТ с действующим макетом системы Vision-ADAS на 96-й Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров «Перспективы развития автомобилей», которая проходила 14-15 сентября 2016 года в Тольятти.
В рамках работы конференции участники смогли пройти тест-драйв на автомобиле, оборудованном последней версией системы. Тестирование происходило как в режиме городской магистрали, так и на специально подготовленном полигоне.
Боковые акамеры распологаются снизу наружных зеркал
Камера внутри салона отвечает за считывание знаков.
Таким образом были продемонстрированы возможности обновленной системы: распознавание дорожных знаков, предупреждение о непроизвольной смене полосы движения, определение препятствий впереди автомобиля во время движения, систему кругового обзора, визуализацию препятствий, обнаруженных системой безопасности, а также помощь при парковке транспортного средства.
Также стоит отметить, что в новой версии совмещены визуализация опасных препятствий и звуковая сигнализация предупреждения.
По словам руководителя проекта инжинирингового центра НТЦ ООО «УАЗ» Сергея Шпилева, по сравнению с прошлогодней версией Vision-ADAS система претерпела значительные изменения.
«Мы существенно расширили функционал с точки зрения распознавания дорожных знаков, распознавания разметки, а также определение препятствий в виде впереди едущих автомобилей (Система предупреждения о возможности столкновения с находящимися впереди транспортными средствами Forward Collision Warning, FCW), что исключает опасные столкновения».
К системам помощи водителю можно смело добавить автомобильные тепловизоры.
Стоимость их с каждым годом падает и скоро они станут применяться не только в сегменте премиальных автомобилей, но и в обычной жизни.
На сегодняшний день автомобильные тепловизоры использует специальную матрицу, которая реагирует на выделяемое тепло любого объекта. В отличии от первых моделей тепловизоров они не боятся засветки, и им не нужен свет в принципе.
Изображение которое показывается на экране полностью сформировано на основе выделяемого тепла объекта.
Наиболее важными параметрами у тепловизоров являются: частота обновления кадров и размер объектива.
Частота обновления кадров отвечает за то как плавно на экране будет показываться картинка при больших скоростях.
Современные тепловизоры для автомобиля видят на расстоянии до 300-400 метров, в последних моделях установлены так называемые DSP модули, которые на экране могут выделять людей, животных и автомобили, плюс к этому сигнализировать об опасном приближении.
Родоначальником таких тепловизоров в массы является компания FLIR, которая выпустила модель PathfindIR, она ставиться штатно в некоторых комплектациях BMW и AUDI.
Второе поколение PathfindIR II уже имеет модуль DSP который идентифицирует людей и животных.
Опыт по использованию PathfindIR в УАЗе уже есть. Такой системой оснащался Мобильный прожекторный комплекс "Гелиос"
Причем камера размещалась на место штатной противотуманной фары.
Конкурентом PathfindIR II является Guide N-Driver китайского производителя Guide и и российский Pergam Driver