Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Новая индустриализация России дело каждого

Новая индустриализация России дело каждого

Новая индустриализация Реиндустриализация

Реиндустриализация России дело каждого

Пакет государственных антикризисных мер содержит ряд шагов по поддержке промышленности. Но если главы регионов Северо-Запада не найдут источники роста в реальном секторе, любые финансовые вливания будут напрасными.

Основной расходной статьей антикризисного плана станет докапитализация банков за счет облигаций федерального займа. Совет директоров Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) под председательством министра финансов Антона Силуанова утвердил перечень из 27 банков и направил его в правительство. Между банками, входящими в список, собираются распределить порядка 1 трлн рублей. В качестве ответной меры отобранные банки должны будут взять на себя обязательство по увеличению кредитования предприятий, относящихся к приоритетным отраслям экономики как минимум на 1% каждый месяц. В пределах 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния получит Внешэкономбанк (ВЭБ), от которого также ожидают увеличения объемов кредитования реального сектора. Кроме того, рублем поддержат регионы. При условии реализации антикризисных программ в субъекты направят порядка 160 млрд рублей.

Кроме того, всем без исключения субъектам было дано поручение организовать у себя антикризисные комиссии до 16 февраля. Теперь, когда в регионы придут деньги, субъектам нужно будет определиться с проектами, способными дать максимальную отдачу, на которые могли бы пойти бюджетные ассигнования, средства ВЭБа и банковских структур, и их обосновать. При этом помимо конкретных проектов у глав регионов должно быть понимание конечного результата1, к которому эти проекты должны привести, и готовые меры их поддержки.

Закон рамочного назначения

Дополнительное понимание того, на какую помощь в период кризиса смогут рассчитывать промышленники, дает принятый под занавес 2014 года Федеральный закон «О промышленной политике в РФ». Стоит отметить, что из Государственной Думы он вышел в несколько сокращенном виде. Отдельных глав и даже статей документ не досчитался, в каких-то пунктах поубавилось конкретики. На том, что итоговый закон получился рамочным, сходятся как сторонники, так и критики документа. Только если для первых – это просто констатация, то для вторых – заметный изъян, заключающийся в том, что за общими положениями не всегда стоят реальные механизмы поддержки. Такова, например, позиция Общественной палаты, рецензировавшей проект закона.

По мнению президента НП «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» Владимира Евсеева, основные принципы, заложенные в законе о промышленной политике, являются правильными. «Упор в законе делается на современные инструменты развития промышленного потенциала страны, в нем отражены территориальный, ведомственный и структурный подходы», – подчеркнул он. В то же время эксперт отметил, что закону не хватает системности в вопросе развития промышленного потенциала. «В документе недостаточно раскрыты пути сотрудничества между органами власти и промышленным бизнесом, слабо отражены финансовые и экономические инструменты выполнения закона», – пояснил Владимир Евсеев.

«Наличие закона о промышленной политике не означает наличия самой промышленной политики, осмысленной и эффективно использующей все ресурсы внутреннего рынка, ресурсы взаимодействия между промышленными предприятиями, наукой и финансовыми учреждениями. Здесь, к сожалению, белых пятен остается слишком много», – говорит председатель совета директоров ОАО «Звезда» Павел Плавник. В подтверждение своих слов он приводит программу развития дизелестроения, которая обозначает направления для поддержки, но при этом никак не согласует выпуск продукции с потребностями внутреннего рынка. «Получается, что никакой курируемости различных программ, где используется эта продукция, нет, никакого балансового расчета потребностей в этой продукции не сделано», – объясняет Павел Плавник.

Санкт-Петербург свои пять копеек в дискуссию о том, какой должна быть промышленная политика, внес на несколько лет раньше. Если быть точным, то это произошло шесть лет назад, когда принимался закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Советник президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Межевич считает, что на момент принятия городской закон был лучшим региональным законом о промышленной политике, но на текущий момент необходима его корректировка.

Чтобы обнаружить преемственность между городским и федеральным законом, достаточно даже беглого взгляда. Финансовая, информационная и консультативная помощь промышленности, содействие кадровому потенциалу и поддержка внешнеэкономической деятельности промышленников – все эти разделы как будто перекочевали прямиком из петербургского документа. При этом кластеры, которые прежде упоминались вскользь, и промышленные зоны (в новом законе заменены на термин «индустриальные парки») доросли до отдельной главы – территориальное развитие промышленности. «Кооперация, которую мы развиваем с различными предприятиями, на мой взгляд, хорошее подспорье для стимулирования деловой активности в нашем регионе. А поддержка кластеров за счет получения различных льгот и субсидий позволит вывести кооперационные связи на качественно новый уровень и будет способствовать быстрому развитию процесса интеграции предприятий ОПК», – замечает директор СЗРЦ ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников.

Действие недавно принятого закона начнется 30 июня. До наступления этого срока будет обрастать нормативно-правовыми актами и сопутствующими законами, разъясняющими его положения. В Общественной палате сообщили, что принятие закона как минимум потребует изменений в налоговом, бюджетном и гражданском кодексах, а также банковском законодательстве. По мнению Анатолия Межевича, до вступления в силу федерального закона о поддержке промышленности следует принять меры по корректировке закона Санкт-Петербурга, с введением в него новых инструментов поддержки промышленности, и разработке региональных механизмов их применения.

Президент Ассоциации промышленных предприятий Петербурга (АПП СПб) Валерий Радченко значимой составляющей государственной поддержки промышленности в Санкт-Петербурге называет совершенствование системы госзакупок. «Промышленное предприятие в первую очередь должно создать производственные мощности, но для этого руководство предприятия должно быть уверено, что после модернизации производственных мощностей выпускаемая продукция будет востребованной в течение трех-пяти лет. Сегодняшняя система госзакупок, предполагающая ежегодное проведение конкурсов, не дает этого сделать», – отмечает Валерий Радченко. «Комитеты, районы Санкт-Петербурга осуществляют закупки примерно на 154 мрлд рублей, федеральные государственные унитарные предприятия делают закупки примерно на 200 млрд рублей. Все эти заказы должны быть переориентированы на поддержку городской промышленности», – добавляет он.

В правительстве Ленинградской области считают, что закон «О промышленной политике» позволит регламентировать и систематизировать работу по развитию промышленного комплекса как региона, так и в целом страны. По словам первого заместителя председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона Максима Кисельникова, на данный момент в Ленинградской области применяются основные меры поддержки промышленности, обозначенные в принятом законе. «Это финансовая поддержка отдельных отраслей промышленности, предоставление налоговых льгот, поддержка научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационная поддержка», – перечисляет чиновник. В то же время решения о применении механизмов, прописанных в законе, в том числе о создании регионального фонда развития промышленности, будут приниматься с учетом конкретизирующих подзаконных актов, добавляет он.

Новая индустриализация России - законодательные новшества

Одно из нововведений федерального закона – институты государственных фондов развития промышленности, которые в непростые времена должны протянуть промышленникам руку помощи. Новые институты развития окажут отрасли поддержку с помощью займов, грантов, взносов в уставной капитал и финансовой аренды (лизинга), а также возьмут на себя комплексную экспертизу профильных проектов, облегчая задачу потенциальным инвесторам.

Федеральный фонд поддержки промышленности учрежден на базе Российского фонда технологического развития, который из ведения Министерства образования и науки был передан в распоряжение Министерству промышленности и торговли. В конце декабря фонд получил на свою деятельность из федерального бюджета 20 млрд рублей, в течение нескольких лет структуре будет перечислено еще 16 млрд. Фонд будет финансировать проекты разного профиля: импортозамещающие (бюджетом от 100 млн рублей), добанковские (от 500 млн), предынвестиционные (от 1 млрд) и проекты консорциумов (от 2 млрд рублей), но делать это по единой ставке 5% годовых. Потребителями услуги должны стать компании среднего звена, занятые в инновационных и технологических проектах, под которые затруднено получение банковских кредитов. Приоритетные направления для поддержки первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин перечислил в интервью «Российской газете». К ним отнесены: производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов. Кроме того, промышленники смогут рассчитывать на получение бюджетных субсидий и налоговых льгот.

По федеральному образцу фонды поддержки промышленности будут создаваться на местах. В сентябре о появлении такого фонда в Санкт-Петербурге сказал губернатор города Георгий Полтавченко. Из городского бюджета в фонд собираются направить 1 млрд рублей. К отбору проектов для финансирования привлекут экспертов из Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей и представителей научных кругов. Критерии отбора проектов и параметры финансирования определят в течение текущего года. «В Санкт-Петербурге фонд развития промышленности существовал и ранее, но был одним из наименее эффективных в стране,– считает Владимир Евсеев. – Сейчас принципиально, чтобы федеральный фонд по развитию промышленности и сеть таких фондов на региональном уровне были увязаны в единую систему. При этом необходимо, чтобы фонды могли не только оказать помощь по вхождению в государственные программы, но и обладали достаточными финансовыми ресурсами для финансирования проектов по модернизации существующих производств и созданию новых. Также очень важно, чтобы в рамках фондов была возможность реализовывать проекты промышленного назначения в формате государственно-частного партнерства».

В Минпромторге при обсуждении закона любят подчеркивать наличие в тексте понятия «специальный инвестиционный контракт», которое одно время там отсутствовало. На бумаге схема выглядит так: инвестор создает или модернизирует на территории страны промышленное производство, а государство за это гарантирует ему условия контракта на срок его действия (так называемая дедушкина оговорка). Сама по себе идея таких контрактов отнюдь не нова. Прежде они проходили апробацию в автомобильной промышленности. Автопроизводители, импортирующие компоненты, получали льготные таможенные ставки, а в ответ обязывались сократить ввоз автокомпонентов и выполнить частичную локализацию производства на территории России. Теперь история с инвестиционными контрактами получит свое продолжение в других секторах промышленности. В предыдущих версиях документа были указаны шесть оснований для заключения инвестиционных контрактов: создание не имеющего аналогов в России производства, развитие приоритетных отраслей, внедрение передовых и критических технологий, создание высокопроизводительных рабочих мест, объектов промышленной и социальной инфраструктуры, однако впоследствии подобное разъяснение из текста пропало.

Для информационной поддержки промышленников в 2015 году появится государственная информационная система промышленности (ГИСП), создание которой может стоить порядка 43 млн рублей. В системе будет отражена информация о состоянии промышленности, стимулирующих мерах и государственных программах в этой области, выпуске основных видов промышленной продукции, приведены кадровые показатели, даны прогнозы развития отрасли. Министр промышленности Денис Мантуров, говоря о предназначении ГИСП, пояснял, что система позволит развести новые проекты по регионам, обеспечив предприятиям равномерное распределение по номенклатуре производимой продукции и близость к рынкам сбыта.

О концентрации ресурсов на развитие приоритетных отраслей промышленности в законе сказано, но о том, что это за отрасли, в документе нет ни слова. На этом фоне особняком стоит сектор ОПК, мерам стимулирования которого отвели целую главу. В числе прочего предлагается создание системы государственного регулирования цен на промышленную продукцию по гособоронзаказу, создание промышленной инфраструктуры для ОПК, оздоровление финансово-экономического положения организаций ОПК и предотвращения их банкротства. «Принятие закона необходимо, поскольку российская промышленность и, в частности, оборонно-промышленный комплекс нуждаются в новых действенных механизмах государственной поддержки, поэтому главное, чтобы данный закон был финансово обеспечен и подкреплен долгосрочными программами», – убежден Михаил Подвязников.

Новая индустриализация России - кредитная история

Тем временем непосильной ношей для предприятий грозят стать дорожающие кредиты. Эксперты Института проблем естественных монополий дают прогноз, что рост кредитных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам во второй половине 2014 года неминуемо приведет не только к падению инвестиционной активности в промышленности, но и дополнительному росту цен в 2015 году. При этом они обращают внимание на пересмотр банками требований к качеству заемщиков, страхованию и обеспечению кредитов, что делает доступ к кредитам еще более сложным. По мнению директора по развитию ЗАО «Завод им. Козицкого» Александра Горбачева, может дойти до сокращения и даже прекращения текущей деятельности части предприятий. Банки повсеместно повышают ставки не только на выдаваемые, но и на уже действующие кредиты с 11-12% до 25-30%, а готовность заключать соглашения о снижении ставок банки выражают после снижения ключевой ставки Центробанка, добавляет он. По его словам, труднее всего пришлось тем промышленным предприятиям, чей производственный цикл исчисляется месяцами. «Предприятия перестают осуществлять платежи контрагентам, сворачивают инвестиционные затраты, расходы на НИОКР, корпоративные социальные программы», – уточняет Александр Горбачев. Кредитная линия банков на данный момент не отвечает потребностям промышленности и наносит вред промышленному росту, высказывается Валерий Радченко. По его мнению, преодолеть наметившийся спад в промышленности могло бы помочь софинансирование кредитов в банках с государственным участием за счет бюджетных средств. При этом ставка по кредитам не должна превышать 9,5% годовых, полагает президент АПП СПб.

По мнению Павла Плавника, финансовая поддержка промышленности не обязательно должна идти через банки. «Способов финансирования промышленности значительно больше. Существуют различные фонды развития, программы субсидирования развития отдельных направлений, прямые инвестиции в капитал», – напоминает он.

Александр Горбачев связывает возможность нормализации ситуации с возращением ключевой ставки на уровень ниже 8%. По его словам, эта мера позволит создать нормальные условия для деятельности всех субъектов экономики, тогда как любые целевые программы и субсидии влекут за собой дополнительные забюрократизированные процедуры и охватывают достаточно ограниченное число банков и предприятий. Кроме того, для предотвращения использования предоставляемых банкам средств для приобретения валюты, а также стабилизации курсов иностранных валют Александр Горбачев предлагает ввести ряд мер валютного регулирования, включая обязательную продажу выручки экспортерами.

Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина условием снижения ключевой ставки назвала появление тенденции по снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В расчете на это у производственного сектора в загашнике должны быть проекты, которые способны заинтересовать банки в перспективе.

Де-факто стимулирующие производственный сектор рецепты были недостаточными еще тогда, когда экономический расклад был более стабильным, чем сейчас. Теперь же для вывода промышленности из ступора без их пересмотра и уточнения совместно с деловым сообществом не обойтись.

Источник

Оценка: 51

Статьи

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Whatsapp Viber

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru