Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Как развивать территорию индустриального парка и привлекать туда резидентов?

Как развивать территорию индустриального парка и привлекать туда резидентов?

Как развивать территорию индустриального парка и привлекать туда резидентов?

Как развивать территорию индустриального парка и привлекать туда резидентов?

Владимир Вишневский отвечает: «Самое главное – быть мотивированным»

Создание индустриального парка «Марьино» в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга – один из примеров освоения промышленной территории по принципу greenfield, когда и сама площадка, и обеспечивающая ее деятельность инженерная и транспортная инфраструктура создаются заново. Инициатором проекта выступает группа ВТБ – ОАО Банк ВТБ является финансовым партнером, а ЗАО «ВТБ Капитал управление активами» осуществляет функцию девелопера.

В интервью «Эксперту Северо-Запад» руководитель проекта «Марьино» Владимир Вишневский рассказал о резидентах парка, приобретенном в процессе его создания опыте, а также о принципах привлечения инвесторов, желающих создать в регионе промышленное производство.

«Эксперт Северо-Запад»: На какой стадии развития сейчас находится проект «Марьино»?

Владимир Вишневский: По итогам прошедшего года, помимо компаний «Ё-авто» и «Яровит моторс», ориентированных на автосборку, в качестве резидентов нашего парка мы приобрели финского производителя промышленных красок «Текнос», а также петербургскую компанию «Дизель-Энерго». «Текнос» заняла 5 га нашей территории и заканчивает проектирование своего завода. В июле планирует приступить к подготовке земельного участка для проведения строительно-монтажных работ. Инвестиции финской стороны в свой завод, который планируется запустить в 2015 году, оцениваются в 15 млн евро, там появится более 100 рабочих мест для высококвалифицированных профессионалов.

Компания «Дизель-Энерго» планирует инвестировать около 1 млрд рублей в создание здесь производственного и испытательного центра, где будут работать порядка 500 сотрудников. Кстати, «Дизель-Энерго» создано в результате реорганизации объединения «Русский дизель», ведущего свою историю с 1860-х годов, когда старший брат изобретателя динамита Альфреда Нобеля – Людвиг, создал в Петербурге на Выборгской стороне свой машиностроительный завод – по сути, один из первых индустриальных парков того времени. Также у нас идут к закрытию следующие две крупные сделки, которыми и завершим первую очередь индустриального парка, занимающую около 65 га. Это половина парка. Сейчас достаточно серьезно оптимизируем и улучшаем проектную документацию по второй очереди и планируем приступить к ее реализации в сентябре текущего года. Тогда же начнем продавать участки.

«Эксперт Северо-Запад»: Менялся ли объем инвестиций в проект и какова доходность инвестиций?

Владимир Вишневский: Нам удается удерживать бизнес-планирование достаточно в четких финансовых показателях. Бюджет инвестиций в первую и вторую очередь, безусловно, корректировался, но корректировка была в пределах погрешности 10%, не более, и составляет порядка 1,75 млрд рублей. Доходность инвестиций в индустриальную недвижимость невысока. Это объективная реальность, поскольку основной наш потребитель, клиент – это производитель, он достаточно жестко ограничен в возможности играть своими затратами, поскольку конкуренция достаточно высокая и качество управления затратами может стать ключевым фактором успеха при занятии своей ниши. Поэтому производители очень щепетильно относятся к анализу при принятии решения входить на ту или иную производственную площадку. Доходность несравнима с той, что приносит жилая недвижимость. Для подобных проектов она находится в районе 15-20% годовых  

«Эксперт Северо-Запад»: Ваш проект осуществлялся в партнерстве с властями Санкт-Петербурга. В чем должна заключаться господдержка при развитии подобных индустриальных территорий?

Владимир Вишневский: Без этой поддержки реализовывать подобного рода проекты достаточно сложно и, наверное, неправильно. Систему привлечения инвестиций в Санкт-Петербург условно можно разделить на три составляющие, в зависимости от типа инвестора. Если это глобальный инвестор, представляющий международный бренд, рассредоточенный по всем континентам, к нему применяется индивидуальный подход и сопровождение проекта по принципу единого окна. Например, в случае с такими корпорациями, как «Тойота» или «Ниссан», это был городской Комитет по инвестициям и стратегическим проектам.

Кроме того, появился такой формат привлечения инвесторов, как особые экономические зоны. Туда шли резиденты, отвечающие достаточно жестким требованиям, в первую очередь, они должны заниматься именно разработками и внедрением новых технологий. 

И остается огромный пласт очень стабильных, достаточно эффективных предприятий среднего и ниже среднего уровней. Они не попадают в подготовленные особые экономические зоны, и к ним нет смысла применять ручной метод привлечения и дальнейшего управления их проектами. Куда им деваться? Им как раз нужно находить места в индустриальных парках, потому что это понятный продукт с понятными характеристиками, особенно для зарубежных компаний. Эту нишу мы и пытаемся занять и ратуем за то, чтоб такой инструмент всячески расширялся.

Что касается мер государственной поддержки или участия в подобного рода проектах, тут самый понятный – участие субъекта в строительстве или в финансировании внешних объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Второй – достаточно серьезная организационная поддержка города. В нашем понимании, все же должен быть кто-то один в многочисленной городской администрации, ответственный за политику продвижения и поддержки самих индустриальных парков, а также продвижение и сопровождение резидентов.

В нашем случае таким куратором выступал и, очень надеюсь, продолжает им быть Комитет по промышленной политике и инновациям правительства Санкт-Петербурга.

«Эксперт Северо-Запад»: Вы полагаете, что городу нужна еще одна структура, координирующая именно работу с промышленными инвесторами?

Владимир Вишневский: Я думаю, подобного рода центр можно реализовать на базе любого из уже существующих подразделений администрации, главное чтобы в этом была реальная заинтересованность и политическая воля. Просто мне кажется, что к этому процессу власти города еще не приложили руку. Повторюсь, отработанная городом система в большей степени сориентированна на крупного инвестора, с которым город взаимодействует в режиме индивидуального сопровождения. А системную работу, о какой я говорю, с гораздо более широким кругом потребителей и участников, а следовательно, с более широким кругом проблем, пока не выстраивали. Что до нашей компании, отмечу, что мы способны оценить процесс, поскольку прошли очень много шагов вместе с нашими резидентами и, соответственно, понимаем, где, на каких стыках взаимодействия разных органов власти возникают сложности. Эти болевые точки настолько так нам знакомы и понятны, что можно рисовать своеобразную матрицу и на ее основе формировать механизмы и последовательности решения возникающих при сопровождения резидентов проблем, чтобы в итоге свой завод они успешно построили в заявленные сроки.

«Эксперт Северо-Запад»: Что важно для приходящего в регион инвестора? 

Владимир Вишневский: Во-первых, ему важны понятные долгосрочные правила, об этом все говорят, всем надоело это слышать, но это правда жизни, никуда не денешься. То есть если ты сказал «А», через полгода должен сказать «Б», а потом – «В», по-другому нельзя работать с инвестором. Невозможно сказать «А», а через полгода не сказать «Б», которое ты обещал и должен сделать. Правила должны быть последовательны и неуклонно выполняться, это касается в первую очередь и региональных органов власти и, безусловно, самих инвесторов, потому что они тоже должны отвечать за принятые на себя обязательства. 

Во-вторых, это финансовый порог входа. То есть чего инвесторы хотят? Чтобы земля была дешевая, все инженерные ресурсы присутствовали и за них не надо было дополнительно платить при дальнейшем развитии завода. Поэтому необходимо предложить все необходимые рациональные способы удешевления инженерно подготовленной территории. Вот, собственно говоря, и весь секрет. 

«Эксперт Северо-Запад»:  Какие для этого есть возможности? 

Владимир Вишневский: Не нужно изобретать велосипед. Городу достаточно четко сформулировать то, что он сейчас, собственно, и пытается – стратегию своего развития в части привлечения промышленных производств. А это значит – необходимо еще раз взвешенно проанализировать территорию, выявить потенциально наиболее эффективные с точки зрения размещения промышленной функции зоны. Это могут быть и новые территории, и уже существующие промышленные предприятия.

Должны быть отобраны территории по трем принципам локации: возможности доступа ко всем основным видам транспорта; наличия достаточного количества потенциальных рабочих мест; расположения относительно существующих инженерных коммуникаций. 

Далее привлечение частного инвестора может вестись в форме государственно-частного партнерства. Причем это не обязательно должен быть именно формат контракта ГЧП, прописанный в нынешнем законодательстве – это должно быть партнерство по сути, так как это делают, допустим, в Великобритании. Если выгодно каждой из сторон, это и называется партнерство. Частный инвестор готов привнести и капитал, и управленческий ресурс, чтобы управлять проектом в части проектирования и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры на этой территории, и это гораздо эффективнее городского заказа. Самое главное – быть мотивированным, чтобы максимально быстро развивать территорию и привлекать туда резидентов. 

Но нельзя разбрасываться и строить планы формирования огромного количества промышленных зон. Это неразумно с точки зрения как возможности концентрации финансовых ресурсов, так и создания излишней конкуренции. Это станет, наоборот, сдерживающим развитие фактором.

«Эксперт Северо-Запад»: В этом смысле существенно ли отличается ситуация в двух соседних регионах: Петербурге и Ленинградской области?

Владимир Вишневский: Это два разных субъекта, и они явно конкурируют между собой. Объективно Ленинградская область сегодня гораздо динамичнее с точки зрения попыток привлечь инвестора. У нее другого выхода просто нет. Кстати говоря, в Питере тоже наметилась в последний месяц определенная активность в этой части, что не может не радовать.

Если определить вектор развития города с точки зрения промышленного освоения, то надо дальнейшими шагами подтверждать, что все движутся в данном направлении – прокладывать дороги, строить новые головные источники энергоснабжения, магистральные сети газопроводов для обеспечения территорий ресурсами. То есть фактическими шагами демонстрировать реализацию намеченного курса, тогда будет какая-то обратная реакция. К чему бы я призывал – это к быстрым малым делам, способным показать, что есть цель, мы встали на путь ее достижения и точка невозврата пройдена, все движутся вперед.

Источник: «Эксперт Северо-Запад»

Лучший индустриальный парк Московской области - добро пожаловать, резиденты!

Оценка: 7

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России»

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России» в значительной степени повышает вероятность появления новых резидентов и инвесторов в вашем индустриальном парке или технопарке. Это не пустые заявления, а практический опыт - только в 2015 году нами было получено свыше ста официальных, письменных обращений от клиентов — потенциальных инвесторов.

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Следите за нами в Twitter и в Telegram

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru