Краудфандинг
Краудфандинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование», "crowd" - букв. "толпа") — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.
Современная модель краудфандинга подразумевает взаимодействие автора-инициатора, который предлагает идею или проект для финансирования, краудфандинговой площадки (или платформы) — специализированного интернет-сайта для анонсирования краудфандинговых проектов и сбора средств, а также спонсоров (или доноров, бэкеров), которые поддерживают проект и получают материальное или нематериальное вознаграждение. Такой способ финансирования представляет собой одно из ответвлений краудсорсинга, а от краудинвестинга отличен тем, что вознаграждением для спонсоров не могут выступать прибыль от бизнеса или доля в нём.
Краудфандинг применяется в широком спектре случаев: для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, производства товаров, создания программного обеспечения, записи музыкальных альбомов, запуска или поддержки других проектов. В 2014 году через краудфандинг было привлечено $16 млрд, в 2015 году ожидался рост до $34 млрд.
Значение
С широким распространением краудфандинга произошла демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также увеличение источников дохода этой сферы. Отмечается значение краудфандинга в поддержке стартапов и инновационных решений, что позволяет традиционным посредникам (например, агентам в творческих индустриях или бизнес-ангелам) находить талантливых людей или идеи. Краудфандинг оказался способен поменять правила игры в области финансирования инноваций.
С точки зрения создателей проектов краудфандинг даёт возможность реализовать идею, найти деньги на которую через традиционные способы было бы невозможно. Краудфандинг по сравнению с традиционными способами финансирования минимизирует количество посредников: он происходит без участия банков, венчурных капиталистов или биржи. Этот процесс намного проще, прозрачнее и демократичнее. Но и традиционные экономические агенты присматриваются к краудфандингу: с его помощью они могут отслеживать инновационные идеи и использовать «мудрость толпы» для оценки перспектив того или иного проекта.
Для спонсоров краудфандинг представляет возможность широкого выбора проектов, участия в них малыми суммами и напрямую (минуя посредников) с перспективой высокого уровня отдачи вложений.