Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Задержка индустриального дыхания

Задержка индустриального дыхания

Задержка индустриального дыхания

Потенциальные инвесторы затаились, ожидая окончания строительства томских промпарков.

Инфраструктурные объекты двух томских промышленных парков должны были построить в 2015 году. Но с тех пор, как три года назад Томская область выиграла грант Минэкономразвития РФ на создание в окрестностях Томска двух промпарков (или, точнее, двух участков одного парка), сроки окончания стройки периодически переносились. То не хватало финансирования, то не укладывался в график подрядчик проекта, что превращало строительство если не совсем в мешкотное дело, то в некое его подобие.

В прошлом году степень готовности инфраструктуры составила почти 70%. И власти парадно объявили, что заключили соглашения о намерениях с 17 потенциальными резидентами «по взаимодействию в целях размещения производства» на территории промпарка. Так что, еще не закончив работу на площадке, ее уже заполнили на три четверти (всего парк сможет вместить 22 компании). Формально так и есть — 11 будущих резидентов намеревались разместиться на площадке Северная, 6 — на площадке Березовая. Однако уже в начале нынешнего года замгубернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Игорь Шатурный сообщил, что

«в течение этого года вся внешняя инженерная инфраструктура к земельным участкам, на которых разместят промпарки, будет построена, если придет федеральное финансирование. Все зависит от ресурсов. Будут деньги — будет построена инфраструктура».

Еще немного, еще чуть-чуть

Финансирование работ по строительству промпарков в Томске ведется из средств федерального и областного бюджетов. Сметная стоимость строительства составляет 1,02 млрд руб­лей, из которых на парк в Северной промышленной зоне предназначается 662, 6 млн руб­лей, а на парк по улице Березовой — 363,9 млн руб­лей. На Северной площадке предполагается разместить предприятия металлообработки, химической промышленности, производства стройматериалов. На площадке по улице Березовой будет создан пищевой кластер. Уже освоено 626 млн руб­лей из федерального, регио­нального и местного бюджетов, в том числе в 2015 году — 228 млн.

Строительство объектов транспортной и инженерной инфраструктуры промпарков ведется с 2013 года и, конечно, на 626 млн там уже многое построено. Например, 3 км автодорог, 6 км кабельных линий, 8 км сетей наружного освещения, 11 км водопроводных сетей, 9 км газопровода высокого давления и т.д. Фактически Березовая площадка находится в высокой степени готовности — здесь завершены все строительно-монтажные работы. Но ввести ее в эксплуатацию в первом квартале 2016 года, как предполагалось, опять не получается. Хотя именно в этом парке уже есть два совершенно реальных резидента — компании «Органик Соя Продукт» и «ЗаготПром». У второй части парка в Северной промзоне ни одного официального резидента пока нет.

«Что касается Северной площадки, то в связи с тем, что в 2015 году объемы федерального финансирования не позволили ее ввести, в 2016 году мы будем работать на привлечение федеральных ресурсов. Деньги в областном бюджете на достройку предусмотрены — 7,6 миллиона, в бюджете Томска — около десяти миллионов. Будем биться за привлечение от федерации суммы, которую и планировали — порядка 144 миллионов, что позволит нам Северную площадку в 2016 году завершить», — отметил исполняющий обязанности заместителя губернатора Томской области по промышленной политике Николай Глебович.

Если с деньгами на строительство все более или менее ясно, то с резидентами все-таки существует некая неопределенность. С одной стороны, они вроде бы стоят в очереди, изнывая от желания занять площади промпарков, с другой — особого ажиотажа не заметно. Начальник областного департамента инвестиций Александр Федченко пояснил ситуацию так:

«Сейчас из-за процессов, происходящих в экономике, высокой волатильности курсов валют, некоторые инвесторы, которые изначально интересовались промпарками, на какое-то время приостановили инвестпрограммы. Но опасений, что промпарк не будет функционировать, нет, потому что в Томске нет других площадей для размещения производств. Вряд ли какие-то еще площади с такой инфраструктурой в ближайшее время появятся».

Получается, что площадки сегодня пребывают в состоянии отложенного интереса со стороны потенциальных резидентов-инвесторов. Как долго их интерес будет находиться в стадии пассивного наблюдения, сказать сложно. Сохранится ли он вообще — тоже неясно. Хотя директор управляющей компании «Томский индустриальный парк» Владимир Шадрин считает, что работа, которая велась с резидентами с 2012–2013 года, когда площадки только начинали обустраивать, дает свои плоды.

«Сейчас инвесторы видят, что проект реален, и начинают проявлять к нему интерес», — уверен он.

Китайский синдром

В стойком, несгибаемом оптимизме томским властям трудно отказать. На данном этапе ситуация выглядит более чем благодушно. Установка проста — если вводные мероприятия на территории промышленных парков не начнутся в первом квартале 2016 года, то в случае получения недостающего финансирования парки будут полностью введены в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 года.

По словам начальника департамента капитального строительства Томска Евгения Денисова, на площадке по улице Березовая осталось осуществить техническое присоединение, а на Северной площадке нужно построить четыре километра дорог. Собственно, это те задачи, из-за которых сроки сдачи объектов сдвинулись, поскольку денег на них не было.

Тем временем, пока местные предприятия ожидают окончания строительства промпарков, область по-тихому работает с китайскими бизнесменами, которым промышленные парки предлагаются как некие трамплины для выхода в экономическое пространство России.

«У нас тесные отношения с Китаем. В течение года наш представитель работает там, основная задача — привлечение китайских инвесторов и выведение томских предприятий на китайский рынок, — говорит Александр Федченко. — Уже есть соглашение о создании совместной компании, задача которой — локализовать китайские предприятия на территории Томска и помочь им выйти на рынок региона и России. Больше десяти китайских компаний посещали томские промпарки, есть несколько меморандумов об их размещении на территории промпарков. Это производство лакокрасочных покрытий и запорной арматуры. Но пока китайских инвесторов останавливает экономическая и геополитическая неопределенность».

Федченко поясняет, что выход китайских компаний на российский рынок осложнен их собственными опасениями. Как правило, китайские инвесторы по сравнению с европейскими не принимают быстрых решений.

«У нас есть письма от китайских компаний, что им интересна территория промпарка, но это все в процессе изучения, это немного отложенная перспектива. Как правило, три года проходит от стадии переговоров до конкретных действий».

В нынешней ситуации сложно упрекать и местные компании в отсутствии молниеносной заинтересованной реакции на промпарки. Конечно, технологическое присоединение и выдача технических условий резидентам не будет стоить ни копейки, к тому же аренда участков обойдется по льготной цене — 15–16 руб­лей за квадратный метр. Но эти «пряники» пока серьезно заинтересовали только две компании. Первым резидентом томского промпарка стал производитель продуктов из сои — ООО «Органик Соя Продукт», вторым — ООО «ЗаготПром», занимающееся переработкой дикоросов. И здесь все относительно понятно — продукция «Органик Соя Продукт» пользуется спросом, ее закупают, в том числе и московские супермаркеты. Компания решила увеличить переработку в два раза. Сейчас предприятие перерабатывает около 20 тонн сои в месяц, а расположившись в промпарке, хочет увеличить переработку до 40–60 тонн. Компания рассматривает вариант с поставкой своей продукции и на томский рынок и планирует потратить на строительство собственного здания в парке порядка 15 млн руб­лей.

Компания «ЗаготПром» занимается переработкой дикоросов, маринует грибы, изготавливает экологически чистые продукты — варенье, соленья и т.д. Вся продукция уходит в Санкт-Петербург и Москву. Поэтому в промышленной зоне компания хочет построить свое производство. Примерная стоимость возведения объекта составляет около 55 млн руб­лей. Строить будут за счет собственных средств с привлечением заемных средств из банков.

«Сейчас первые резиденты готовят разрешительную документацию для того, чтобы приступить к строительству, — говорит Владимир Шадрин. — На площадке Березовой идет межевание участков. Планируется, что строительные работы начнутся летом 2016 года».

Что будет на этой территории даже в краткосрочной перспективе, сказать сложно, учитывая и ряд критических замечаний к проекту, которые указывают на несоответствие общепринятым для промпарков условиям — удаленность от транспортно-логистических узлов, перегруженность территории антропогенным воздействием, удаленность площадок от жилья работников и т.д. Александр Федченко утверждает, что нужно немного подождать.

«В мировой практике промпарки начинают входить в заявленную эффективность через семь–десять лет».

То есть Томск получит отдачу от промышленной зоны где-то в 2023–2026 годах. Но какой она будет?

«Вкладывая миллиард руб­лей в парки, мы получим около 15–27 миллиардов инвестиций по этим двум площадкам, — считает директор «Корпорации развития Томской области» Станислав Ящук. — С открытием парков в регионе появится три тысячи рабочих мест. При сегодняшнем уровне заработной платы в области мы получим порядка 150 миллионов руб­лей только по подоходному налогу. Кроме того, когда резиденты вводят в эксплуатацию свои производства, они, конечно, подают заявки на приобретение своих земельных участков. Здесь поступление в бюджет еще планируется по реализации земельных участков».

Так что виды на промпарк у власти вполне впечатляющие. Главное, дотянуть до этого долгожданного выхлопа эффективности. И, конечно, сделать так, чтобы будущие резиденты оставили свои намерения не только в тексте бумажных соглашений. Тогда можно будет вздохнуть спокойно.

Автор:
Источник: http://expert.ru/

ДЛЯ ВАШЕГО ВНИМАНИЯ!

Швейцарская компания DEGA GROUP, на основе 8-летнего практического опыта работы в России, оказывает поддержку на всеёх этапах создания индустриальных парков, начиная от концепции, бизнес-плана, проектирования, строительства и заканчивая организацией управляющей компании промпарка, с привлечением резидентов-инвесторов.

Для создания жизнеспособного индустриального парка, с хорошим управлением и именем, DEGA GROUP предлагает заинтересованным министерствам и ведомствам, предприятим и организациям франшизу.

Франшиза позволит избежать многих ошибок при проектировании, строительстве и развитии промпарка, а так же даст возможность следить за адекватным расходом бюджета.

Справки по телефону +7 495 646 17 52

Оценка: 43

Статьи

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Whatsapp Viber

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru