Операция Индустриализация
Совладельцы холдинга «Адамант» Михаил Баженов и Евгений Гуревич запускают собственный проект по созданию нового индустриального парка на границе Санкт-Петербурга и Ленобласти, вблизи порта Бронка.
Промышленная зона, также получившая название «Бронка», располагается на 176,5 га бывшего ЗАО «Плодоягодное» в непосредственной близости от КАД. При этом большая часть участка (154 га) находится на территории Ленобласти.
«Этот участок мы приобрели еще в 2008 году, – поясняет Михаил Баженов. – Какое-то время он имел некоторые обременения, но сейчас нами проведена его полная юридическая очистка и упаковка. Зона переведена из категории земель сельхозназначения в земли промышленности, получены предварительные техусловия на подключение газа и электроэнергии, подключения к транспортной и энергетической инфраструктуре, а также разработана концепция комплексного развития земельного участка».
В данный момент партнеры (оба как совладельцы холдинга «Адамант» занимают 12-е место в рейтинге российских рантье 2016 года по версии Forbes) рассматривают несколько сценариев развития данной территории.
«У нас разработано два базовых сценария взаимодействия с потенциальными инвесторами – от полного приобретения проекта инвестором и нашего выхода из проекта до совместного его развития на земельном участке (например, проектной компанией), – делится планами Евгений Гуревич. – По каждому из вышеперечисленных направлений мы сейчас ведем активные переговоры как с российскими, так и с иностранными партнерами». Имена потенциальных инвестпартнеров и компаний-резидентов Михаил Баженов и Евгений Гуревич пока предпочитают не называть. Однако, по оценкам экспертов, сделка по первому варианту (полная продажа участка) может составить порядка 120 млн долларов.
Общие же объемы инвестиций в развитие парка зависят от выбора варианта функционального зонирования. По словам Евгения Гуревича, спектр таких функций (с учетом действующих санитарных ограничений) довольно широк и включает, например, такие направления, как фармацевтическое производство, выпуск пластиковой продукции, производство на экспорт топливных пеллет, и, конечно, огромный потенциал имеет создание в этой зоне транспортно-логистического комплекса.
«Именно удачное расположение дает нашему будущему парку большое конкурентное преимущество, – продолжает Евгений Гуревич. – Судите сами, до нового порта Бронка всего 5 км, до КАД – 3,5 км, до железнодорожной станции – 2,5 км, да и до центра Санкт-Петербурга не так далеко – 65 км. Кроме того, участок обладает возможностями по подключению ко всем необходимым инфраструктурным магистралям – газу, электричеству, теплу и воде.
И, как я уже отмечал, близость парка к порту Бронка дает особые перспективы, поскольку в среднесрочной перспективе порт будет способен обрабатывать грузопоток до 4,9 млн TEU в год, что обеспечит спрос на услуги сухого порта (транспортная и таможенная обработка контейнеров, перетарка грузов, кроссдокинг, агрипорт, склады для обслуживания производств промышленной зоны и т.п.), который может составить порядка 20% грузооборота порта Бронка».
Согласно предварительным расчетам, инвестиции в создание фармпроизводства с объемами выпуска 50-100 млн упаковок в год потребует три года и 4-6 млрд рублей, при этом будет создано до 200 рабочих мест. Пластиковое производство, способное выпускать 5-10 тонн в год, возможно создать за один год, инвестиции составят до 1 млрд рублей, а работу получат также 200 человек. Производство, ориентированное на ежегодный выпуск 150 тыс. тонн пеллет, создается за год и потребует 30-40 млн евро. Показатели же транспортно-логистического комплекса будут варьироваться в зависимости от грузопотока порта.
Эксперты отмечают, что у нового индустриального парка действительно очень высокий инвестиционный потенциал, и за счет своей выгодной локации (рядом с КАД на границе города и области) он в самое ближайшее время сможет стать значимой точкой роста экономики петербургской агломерации.
«Близость местонахождения индустриальной зоны к порту вполне логична, так как позволяет экономить транспортные расходы по доставке грузов из порта, – высказывается руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша. – Что касается таможенных операций, то открытие таможенного склада в Бронке или в индустриальной зоне рядом могло бы повлиять на их эффективность».
По словам генерального директора компании Colliers International в Санкт- Петербурге Андрея Косарева, в долгосрочной перспективе индустриальный парк в этой зоне будет однозначно востребованным:
«Стратегически место весьма выигрышное ввиду непосредственной близости порта и КАД. Здесь в первую очередь будет востребована логистика, непосредственно связанная с деятельностью порта. При этом для его динамичного наполнения резидентами потребуется государственная поддержка в той или иной форме. За последние годы, в том числе в относительно благополучный период с 2011 по 2013 годы, мы наблюдаем очень слабую динамику реализации проектов индустриальных парков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Дело в том, что такая поддержка со стороны государства, как налоговые льготы, субсидии, финансирование инфраструктуры и т.п., здесь минимальна, и немногочисленные инвесторы уходят со своими проектами по открытию новых производств в другие регионы России. В ближайшей перспективе без господдержки подобные проекты будет реализовать довольно проблематично».
Это мнение поддерживает и руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев: «Создание крупного порта должно поддерживаться соответствующей транспортно-логистической инфраструктурой. Однако для реализации такого рода проектов необходима поддержка администрации региона. Частным образом, без соответствующей поддержки, такие проекты не реализовать. Отдельный вопрос: насколько сопутствующую инфраструктуру могут обеспечить частные независимые компании».
Минпромторг окажет поддержку
Дмитрий Овсянников, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
– Ленинградская область наряду с Московской и Калужской областями, Республикой Татарстан входит в число лидирующих регионов России по количеству действующих и создаваемых индустриальных парков. Это обусловлено выгодным сочетанием комплекса факторов, в их числе: высокая плотность населения, развитая энергетическая и транспортно-логистическая инфраструктура, сосредоточение объектов промышленности и необходимого квалифицированного персонала. Особую роль приобретают индустриальные парки типа greenfield – создаваемые с нуля проекты с современной инфраструктурой, новыми коммуникациями, построенные с изначально подобранным под инвестора расположением, прозрачным управлением. Они обеспечивают наилучшие возможности для роста производств с меньшими издержками инвесторов и резидентов. Минпромторг России со своей стороны готов оказывать необходимую поддержку – соответствующие инструменты разработаны и успешно действуют. Областные парковые проекты должны активно включиться в использование предоставляемых государством возможностей.
Новый парк станет точкой роста
Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области:
– Создание индустриального парка с профилем на обслуживание грузопотоков нового порта Бронка, который уже введен в эксплуатацию, является абсолютно логичным. И содействие развитию индустриальных парков является одним из приоритетных направлений экономического развития Ленинградской области. Создание еще одной точки роста отвечает и вызовам времени, и интересам региона, где реализуется проект. Логистическое и индустриальное развитие прилегающих к порту территорий соответствует лучшим мировым практикам и является практически неизбежным. Подобные операции могут быть связаны с созданием высокой добавленной стоимости, что может быть интересно как частным компаниями, так и региону в целом. Проекты создания производственно-логистических зон являются важными точками роста. Транспортная доступность территории порта Бронка уже сейчас является достаточно проработанной за счет прямой связи с КАД. Вопросы же создания дополнительной транспортной инфраструктуры (для нового индустриального парка) должны обсуждаться в увязке с конкретными планами инвесторов, с использованием различных возможностей для организации создания объектов инфраструктуры, в том числе на принципах ГЧП.
«Создание и управление индустриальными парками для нас не совсем профильное направление, поэтому мы больше склонны к нахождению стратегического партнера-инвестора, обладающего подобным опытом и компетенциями, – резюмирует Михаил Баженов. – Нам представляется, что перспективы у такого альянса будут очень выгодные с учетом того, что наш общий земельный банк (ориентированный на промышленный, коммерческий и жилой девелопмент) насчитывает порядка 400 га земель, расположенных вблизи КАД практически по всему радиусу дороги».
Источник: www.expertnw.ru