Разрешения на строительство в России три года ждут – индустриальные парки
Разрешения на строительство в России три года ждут – индустриальные парки
Казалось бы, оградить девелоперов от нерешительности и избыточности требований региональной власти могла бы инициатива федерального правительства — 16 августа прошлого года им была утверждена "дорожная карта" в строительстве. Она предусматривает сокращение к 2018 году времени получения разрешения на строительство с 423 до 56 дней, а количества процедур — до 11. Однако, как ни парадоксально, застройщики приняли программу федеральной власти со скепсисом.
Сейчас в среднем по России для получения разрешения на строительство требуется пройти около ста процедур, рассказал вице-президент НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" Алексей Белоусов.
На это уходит порядка трех лет, а затраты застройщика на согласования в среднем достигают 25 млн рублей. Это выяснилось в ходе мониторинга наличия административных барьеров в строительной отрасли, проведенного Национальным объединением строителей в 2012 году.
"По нашим оценкам, в Петербурге существует около 120 процедур согласования строительных проектов, по их количеству мы находимся примерно на 50-м месте среди всех регионов России, — рассказал Алексей Белоусов. — Мы уже подготовили и направили в КГА, где разрабатывается законопроект о порядке подготовки проектов планировки, предложения, которые позволят сократить сроки получения разрешительной документации на 600-650 дней, а количество процедур — на 23-28 согласований".
"С моей точки зрения, каждая из существующих в строительной отрасли процедур согласования проекта логична и имеет тот или иной аналог в других странах, — неожиданно выступил против Олег Барков. — Но в России они плохо администрированы — выполняются долго, непрофессионально и сопряжены с коррупцией".
Сокращение административных барьеров может отразиться на безопасности строящихся зданий, поддержал господина Баркова президент Ассоциации экспертиз строительных проектов Станислав Логунов.
"Давайте соблюдать хотя бы 100 процедур, — в свою очередь призвал правительство Игорь Водопьянов. — Сейчас происходит полное игнорирование текущего законодательства".
Кроме того, "дорожная карта" предусматривает и развитие инструментов страхования. Между тем практика их грамотного применения на рынке девелопмента практически отсутствует. Самая острая проблема, с которой сталкиваются страховые компании, — невнимательность застройщиков к условиям страхования в договорах подряда и отсутствие профессионального контроля над соблюдением этих требований подрядчиками, говорит заместитель директора Северо-Западной дирекции СК "Альянс" Юрий Волков. "В большинстве случаев требования, которые заказчик предъявляет к исполнителям работ, мягко говоря, поверхностные, — объясняет он. — Из-за этого во многих ситуациях не избежать проблем с получением страховой выплаты — какие требования, такие и договоры страхования".
Индустриальные парки без будущего
По данным Росстата, уровень износа основных фондов в России по итогам 2011 года практически достиг 48%. При этом площадки "браунфилд" на уже существующих предприятиях практически исчерпаны, рассказали эксперты. Соответственно, спрос на площади в индустриальных парках должен бы возникнуть естественно. Однако взрывного развития таких площадок пока не происходит. И дело не только в долгих сроках окупаемости таких проектов при практически отсутствующей господдержке.
"Мы ведем переговоры примерно с двумястами потенциальными резидентами в год, — рассказал директор по коммерческой недвижимости "ЮИТ Лентек" Максим Соболев. — Однако компании не готовы инвестировать в частные индустриальные парки". Стоимость строительства нового предприятия, учитывая приобретение земли, составляет около €1,5 тыс. за квадратный метр, говорит господин Соболев. Это значительно больше, чем можно выручить от продажи сопоставимой по размерам площадки в одном из спальных районов Петербурга.
С другой стороны, региональные власти зачастую способны предоставлять резидентам государственных индустриальных парков значительные преференции и гораздо успешнее привлекать производителей. "Понятно, что на государственных территориях цены значительно ниже, — согласен руководитель инвестиционного департамента "ВТБ-Девелопмент" Александр Паршуков. — Хотя, как показывает практика, государство может предложить землю бесплатно, но не выполнить обязательств по строительству дорог и сетей". "Инвестиции должны быть государственными, управляющая компания — частной", — делает вывод Максим Соболев.
Однако к работе механизма государственно-частного партнерства участники рынка относятся скептически. "К сожалению, в России по механизму ГЧП в основном реализуются только крупные инфраструктурные проекты, — говорит советник Mannheimer Swartling Майя Петрова. — И реализуются только потому, что есть политическая воля".
"На сегодняшний день государственно-частное партнерство — это один из существующих законных, но сомнительных способов приватизации государственного и муниципального имущества без торгов", — добавляет руководитель практики недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" Елена Рыжкова.
Тем более что для развития такого варианта ГЧП нужны не только политическая воля местных властей и экономический рост региона, но и соответствующий уровень разработанности законодательства.
"На уровне федерального законодательства профильного регулирования развития индустриальных парков и технопарков нет, — констатирует старший юрист DLA Piper Оксана Деревянко. — А разрозненность законодательства всегда является сдерживающим фактором для привлечения иностранных инвесторов".
"Законодательного регулирования индустриальных парков не существует, оно только формируется", — согласен господин Соболев. Между тем развитие индустриальных парков могло бы быть выгодно не только для предприятий и девелоперов, но и для государства, способствуя приходу в регион инвесторов и выводу промышленных предприятий из центра Петербурга.
По материалам Коммерсант СПБ