Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Рекомендации Минэкономразвития по созданию индустриальных парков

Рекомендации Минэкономразвития по созданию индустриальных парков

Индустриальные парки Минэкономразвития России DEGA MARKET 7 495 646-17-52

ИНСТРУКЦИИ - КОНЦЕПЦИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ - СТРОИТЕЛЬСТВО  ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА "ПОД КЛЮЧ" - УСПЕШНАЯ КОМПАНИЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ СДЕЛАЕТ ВСЕ ЭТО ПЕРСОНАЛЬНО ДЛЯ ВАС!

 

Новые методические рекомендации по строительству индустриальных парков и созданию их концепций - скачать

 

 

Проект

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ (ИНДУСТРИАЛЬНЫХ) ПАРКОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ФОРМЕ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НА ИХ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в создании на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований промышленных (индустриальных) парков, в управлении ими и в их функционировании.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок создания, управления и функционирования промышленных (индустриальных) парков.

1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и определения:

Индустриальный (промышленный) парк – это управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с  производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств. Термины «промышленный парк» и «индустриальный парк» тождественны;

Управляющая компания индустриального парка – это юридическое лицо, являющееся собственником индустриального (промышленного) парка или уполномоченное осуществлять управление созданием, развитием и функционированием индустриального парка.

уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по созданию инфраструктуры промышленных парков (далее – уполномоченный орган) - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за координацию работ по созданию промышленного парка, а также контроль за его управлением ифункционированием;

уполномоченная организация по созданию и развитию инфраструктуры промышленных парков на территории субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченная организация) – организация, которой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации присвоен статус региональногоинститута развития или государственного оператора промышленных парков на территории субъекта Российской Федерации;

резидент промышленного парка - субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий следующим требованиям в совокупности:

- в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле является резидентом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- не является участником соглашений о разделе продукции;

- не осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- заключил с управляющей компанией соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в промышленном парке;

инфраструктура промышленного парка - комплекс инженерных, транспортных, социальных, коммуникационных и других объектов, обеспечивающих функционирование промышленного парка;

специализация промышленного парка - виды деятельности производств, которые планируется размещать в промышленном парке;

промышленно-производственная деятельность в промышленном парке - деятельность по переработке сырья и материалов, производству товаров, выполнению работ и услуг, осуществляемая в промышленном парке.

1.4. Промышленные парки создаются в следующих целях:

формирования механизмов эффективного удовлетворения спроса инвесторов на площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующего сервиса;

сглаживания дифференциации в уровнях развития муниципальных образований на территории субъектов Российской Федерации посредством улучшения инвестиционного и инновационного климата, обеспечения занятости трудоспособного населения и создания условий для создания и развития на базе промышленных парков конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующего сервиса.

1.5. Основными задачами создания промышленных парков являются:

обеспечение сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

повышение доли малых и средних предприятий производственного профиля в структуре валового регионального продукта;

диверсификация экономики субъектов Российской Федерации за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств;

создание и развитие элементов инвестиционной инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

формирование конкурентной среды в экономике субъектов Российской Федерации посредством развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства качественными объектами производственной недвижимости, инфраструктурой  для эффективного развития бизнеса;

сглаживание различий в уровнях развития муниципальных образований субъектов Российской Федерации;

создание условий для повышения благосостояния населения;

увеличение налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;

создание новых рабочих мест.

1.6. Признаки промышленных парков. Основные принципы создания промышленных парков.

1.6.1. Признаками промышленных парков являются:

наличие единого комплекса объектов недвижимости, в котором размещаются производства субъектов малого и среднего предпринимательства;

наличие управляющей компании, являющейся единым оператором комплекса объектов недвижимости промышленного парка, и оказывающей услуги резидентам парка;

наличие общей концепции создания и развития промышленного парка, включающей мероприятия по размещению производств субъектами малого и среднего предпринимательства и созданию новых рабочих мест;

наличие инженерной инфраструктуры, необходимой для организации производственного процесса.

1.7. Основными принципами, используемыми при создании промышленных парков, являются:

рациональность использования научно-промышленного потенциала субъекта Российской Федерации, земельных, природных и трудовых ресурсов;

необходимость обеспечения сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

социальное партнерство в сфере труда работников (представителей работников), работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти субъекта Российской Федерациии органов местного самоуправления;

разграничение полномочий и ответственности всех участников процесса создания, управления и функционирования промышленных парков;

государственно-частное партнерство;

обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности в течение всего периода создания инфраструктуры и обустройства промышленного парка;

эффективность для бюджета субъекта Российской Федерациии бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

создание необходимых условий для обеспечения инвестиционных проектов высококвалифицированными кадрами;

сохранение и улучшение качества окружающей среды в субъекте Российской Федерации.

 

2. Порядок создания промышленных парков

2.1. Создание промышленных парков может осуществляться по инициативе:

            2.1.1. правообладателей земельных участков, на которых возможно размещение промышленного парка (органов государственной и муниципальной власти);

            2.1.2. потенциальных управляющих компаний индустриальных парков и/или группы лиц, претендующих на роль резидентов промышленного парка;

            2.1.3. правообладателей- частных собственников земельных участков, на которых уже созданы и функционируют индустриальные парки.

                                  

2.2. На уровне субъекта РФ между группами инициаторов проектов создания/развития индустриальных парков проводится конкурс (данный раздел Рекомендаций вступает в силу с 2013 года, то есть для получения государственной поддержки индустриальных парков в результате конкурса субъектов РФ, который будет объявлен Минэкономразвития России в 2013 году).

 

2.3. Проведение регионального конкурса по отбору

 проектов индустриальных парков, на право получения государственной поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций

2.3.1. Организация и проведение уполномоченным органом субъекта РФ открытого конкурса по отбору проектов индустриальных парков среди инициаторов проектов индустриальных парков/ заявителей проектов индустриальных парков, которыми могут выступать лица, указанные в п. 2.1, на право получения государственной поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций на софинансирование инвестиций в создание/развитие индустриальных (промышленных) парков должны осуществляться в соответствии с нижеследующими рекомендациями.

2.3.2. Конкурс проводится по двум категориям заявителей проектов:

1 категория: претендующие на получение государственной поддержки в форме субсидий (п. 2.1.3);

2 категория: претендующие на получение государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций (пп. 2.1.1 и 2.1.2).

2.3.3. Основные рекомендуемые критерии для отнесения проекта к 1-й категории:

1. земельный участок индустриального парка находится в частной собственности;

2. имеется документальное подтверждение фактической заполненности парка субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка) в виде представленных соглашений (договоров) с субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка), подтверждающих, что:

не менее чем на 60% общей площади зданий (помещений) территории промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка;

либо не менее чем на 60% общей площади земельных участков промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка;

2.3.4. Основные рекомендуемые критерии для отнесения проекта ко 2-й категории:

1. земельный участок индустриального парка находится в государственной и/или муниципальной собственности и не имеет обременений в виде договоров аренды и/или заключенных инвестиционных договоров, по которому рассматриваемый участок является объектом инвестиционного соглашения;

2. имеется подтверждение заполненности парка субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка) в виде представленных предварительных соглашений (договоров) с субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка), подтверждающих, что:

не менее чем на 20% общей площади зданий (помещений) территории промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка;

либо не менее чем на 20% общей площади земельных участков промышленного парка предполагается размещение производств указанных резидентов промышленного парка;

2.3.5. Конкурсная документация, утверждаемая уполномоченным органом, должна включать:

требования к составу и структуре документов, представляемых в составе конкурсной заявки;

состав критериев оценки конкурсных заявок, требования к их значениям и порядок их оценки;

проект инвестиционного соглашения, заключаемого между победителем конкурса и уполномоченным органов субъекта РФ (для инициаторов проектов парков во 2-й категории).

2.3.6. При оценке проектов создания промышленного парка/промышленных парков и выборе наилучших территорий его/их размещения рекомендуется учитывать: стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, Генеральный план развития субъекта РФ, особенности размещения производительных сил на территории субъекта РФ области посредством нового строительства или развития застроенных территорий.

2.3.7. Значимость проекта создания промышленного парка, предлагаемого на конкурс, рекомендуется оценивать по следующим критериям:

-        актуальность проекта и его соответствие стратегии развития инвестиционной и инновационной деятельности;

-        техническая, технологическая, финансовая, организационная возможность и целесообразность реализации проекта;

-        обоснованность инвестиционных затрат по проекту;

-        конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта;

-        сравнительные показатели эффективности и устойчивости проекта.

2.3.8. Конкурсные предложения по созданию промышленного парка в каждой из категорий рекомендуется оценивать по следующим критериям социально-экономической эффективности:

-        объем инвестиций в создание новых и/или развитие существующих производств, а также строительство и реконструкцию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, включая обеспечение выполнения инженерных изысканий, в расчете на единицу площади промышленного парка, а при отсутствии такой площади - в целом по промышленному парку;

-        количество создаваемых новых рабочих мест;

-        средняя заработная плата работников, занятых на производствах промышленного парка;

-        объем поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-        инновационность инвестиционного проекта (инвестиционных проектов), планируемого (планируемых) к реализации в промышленном парке;

-        сроки создания промышленного парка;

-        энергоемкость промышленного парка;

-        степень замещения капитальных затрат бюджетов всех уровней внебюджетными источниками финансирования при создании промышленного парка.

2.3.9. Конкурсные предложения по созданию промышленного парка оцениваются по следующим критериям экономической эффективности (далее – критерии оценки конкурсных заявок):

-        объем инвестиций, предполагаемый к вложению в создание и развитие промышленного парка;

-        сроки создания промышленного парка;

-        средняя заработная плата работников предприятий промышленного парка после его выхода на проектную мощность;

-        налоговые отчисления в бюджеты всех уровней после выхода промышленного парка на проектную мощность;

-        энергоемкость промышленного парка;

-        степень замещения капитальных затрат бюджетов всех уровней внебюджетными источниками финансирования при создании промышленного парка.

2.3.9. В составе конкурсного предложения участника конкурса должны в обязательном порядке присутствовать:

-        концепция создания промышленного парка;

-        бизнес-план по созданию промышленного парка;

-        финансовая модель индустриального парка.

Требования к значениям соответствующих критериев и порядок их оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта РФ в составе конкурсной документации открытого конкурса по отбору заявителей проектов индустриальных парков.

Рекомендации по содержанию и оформлению бизнес-плана и финансовой модели промышленного парка представлены в Приложении к настоящим Рекомендациям.

 

2.4. Порядок осуществления действий по созданию

индустриального парка по инициативе потенциальных управляющих компаний индустриальных парков и/или группы лиц, претендующих на роль резидентов промышленного парка

2.4.1. Лицо, претендующее на роль управляющей компании промышленного парка либо  субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, претендующие на роль резидентов индустриального парка (инициаторы проекта создания промышленного парка) формируют перечень критериев выбора объекта недвижимости, находящегося в государственной/муниципальной собственности, необходимого для создания промышленного парка и определяют их целевые значения.

В качестве объекта недвижимости, необходимого для создания промышленного парка, может выступать земельный участок или иной объект недвижимости, предоставляемые на условиях аренды (с правом выкупа) для строительства или реконструкции, на инвестиционных условиях, без проведения торгов.

2.4.2. В случае если для создания промышленного парка необходим земельный участок, инициатор осуществляет предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципального образованиядействия по выбору земельного участка для строительства, и получает решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае если для создания промышленного парка необходим иной объект недвижимости, инициатор осуществляет предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации или муниципального образования действия, необходимые для решения вопроса о возможности предоставления объекта недвижимости для реконструкции на инвестиционных условиях без проведения торгов, и получает уведомление о возможности предоставления объекта недвижимости для реконструкции.

2.4.3. Инициаторы проектов индустриальных парков формируют пакет документов на предоставление на региональный конкурс (с 2013 года) и оформляют заявки на участие в конкурсе и/или на конкурс Минэкономразвития и подают их в уполномоченный орган субъекта РФ, оформляющий заявку субъекта РФ на участие в конкурсе Минэкономразвития по мерам поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно:

-получают документы, подтверждающие подачу инициатором заявки на целевое предоставление земельного участка/объекта недвижимости, находящегося в государственной/муниципальной/не разграниченной государственной собственности, а также правоустанавливающий документ о наличии права государственной/муниципальной собственности на земельный участок/объект недвижимости;

- подготавливают проектную документацию на объекты индустриального парка, софинансирование затрат на создание/реконструкцию которых возможно из бюджета РФ в соответствии с действующим приказом Минэкономразвития в части мер поддержки создания/развития индустриальных парков, и результаты инженерных изысканий, а также заключение государственной экспертизы и документ об ее утверждении;

- подготавливают сводный сметный расчет на проведение строительства (реконструкции) или капитального ремонта указанных объектов;

- получают положительное заключение о достоверности сметной стоимости соответствующих объектов капитального строительства;

- подготавливают бизнес-план создания и (или) развития промышленного парка (далее - бизнес-план промышленного парка), соответствующий Рекомендациям по содержанию и оформлению бизнес-плана и финансовой модели промышленного парка (Приложение к настоящим Рекомендациям);

- подготавливают концепцию создания и (или) развития промышленного парка, включающую, в том числе, определение целей и задач, целесообразности и предпосылок создания промышленного парка, определение спроса на услуги промышленного парка, обоснования основных показателей промышленного парка (включая обоснования характеристик земельных участков, объектов недвижимости, объектов инфраструктуры, специализации и зонирования территории промышленного парка), анализ потребностей его потенциальных резидентов, определение источников и условий финансирования создания промышленного парка, оценку имеющихся и возможных рисков, оценку результативности и эффективности создания промышленного парка;

- подготавливают финансовую модель проекта создания и (или) развития промышленного парка, соответствующую Рекомендациям по содержанию и оформлению бизнес-плана и финансовой модели промышленного парка (Приложение к настоящим Рекомендациям);

- оформляют предварительные и (или) заключенные соглашения (соглашения о намерениях) с субъектами малого и среднего предпринимательства (резидентами промышленного парка), подтверждающие, что:

не менее чем 20% общей площади зданий (помещений) на территории промышленного парка предполагается для размещения производств указанных резидентов промышленного парка;

либо не менее чем 20% общей площади земельных участков промышленного парка предполагается для размещения производств указанных резидентов промышленного парка;

- подготавливают проект инвестиционного соглашения (для инициаторов- потенциальных управляющих компаний индустриальных парков).

2.4.4. Рекомендации к содержанию инвестиционного соглашения.

2.4.4.1. Инвестиционное соглашение содержит инвестиционные условия – совокупность прав и обязанностей субъекта Российской Федерации, муниципального образования, управляющей компании, инициатора, выполнение которых является обязательным условием предоставления земельного участка для строительства или иного объекта недвижимости для реконструкции в целях создания промышленного парка.

2.4.4.2. В инвестиционном соглашении рекомендуется устанавливать следующие инвестиционные условия:

цели создания промышленного парка, предполагаемые виды деятельности его резидентов и результаты, ожидаемые от его создания;

обязательства сторон по созданию промышленного парка, в том числе:

·         обязательство инвестора устанавливать уровень арендной платы для резидентов- субъектов малого и среднего предпринимательства- не выше определенного в соглашении (в случае бюджетных инвестиций);

·         обязательство уполномоченного органа/уполномоченной организации субъекта Российской Федерации по созданию инфраструктуры промышленных парков за выполнение всех административно-организационных процедур, необходимых для создания и функционирования парка, в режиме «единого окна» для управляющей компании промышленного парка.

мероприятия по разработке документации по планировке территории промышленного парка;

определение порядка расчета долей в праве общей долевой собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и управляющей компании на создаваемые в промышленном парке объекты недвижимости;

меры поддержки управляющей компании и резидентов промышленного парка со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

условия и порядок распределения доходов, получаемых от эксплуатации объектов инфраструктуры и иного имущества, созданного в рамках реализации инвестиционного соглашения;

экологические требования;

требования к соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности на территории промышленного парка, заключаемому с резидентами промышленного парка;

иные условия, необходимые для создания и функционирования промышленных парков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.4.4.4.В целях регулирования отношений по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры и оформлению имущественных прав на них, в инвестиционное соглашение рекомендуется включать следующие положения:

объекты инженерной инфраструктуры принимаются в собственность субъекта Российской Федерации без учета кредиторской задолженности по эксплуатационным расходам, коммунальным услугам и ремонтным работам в отношении данных объектов;

все построенные или реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения признаются собственностью Российской Федерации и исключаются из общей инвестиционной стоимости до раздела долей, а также государственными специализированными организациями до оформления ими имущественных прав на срок не более двух месяцев после приемки объектов производственного и непроизводственного назначения, приемочными комиссиями.

Субъект Российской Федерации выходит из состава участников управляющей компании в результате предоставления ему в собственность части имущества управляющей компании (оконченных строительством и (или) реконструкцией объектов инженерной инфраструктуры), эквивалентной по стоимости его доле в уставном (складочном) капитале управляющей компании;

специализированные организации (государственные, муниципальные предприятия, эксплуатирующие сети водоканала, коллектора, водостока, тепло- и электроснабжения и иные специализированные организации) должны приступать к временной эксплуатации объектов инженерного и коммунального назначения с момента подписания акта технической приемки (по внутриквартальным инженерным коммуникациям и объектам), и акта приемочной комиссии (по городским инженерным коммуникациям и объектам) до передачи им объекта в хозяйственное ведение или в аренду;

расходы специализированных организаций по временной эксплуатации объектов, принятых на обслуживание в соответствии с договорами, учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) специализированных организаций и при подготовке и утверждении тарифов;

специализированные организации в срок не более двух месяцев на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны оформить передачу объектов инженерной инфраструктуры от исполнительного органа субъекта Российской Федерации специализированным организациям и свои имущественные права объекты (право хозяйственного ведения или аренды).

2.4.5. Рекомендации по заключению соглашений с хозяйствующими субъектами, претендующими на роль резидентов промышленного парка.

2.4.5.1. Хозяйствующий субъект, заключивший соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности на территории промышленного парка (далее – соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности), признается резидентом промышленного парка с момента внесения записи о нем в реестр резидентов промышленного парка.

2.4.5.2. Запись в реестр резидентов промышленного парка вносится уполномоченным органом в течение трех рабочих дней с момента представления управляющей компанией соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, заключенного управляющей компанией и резидентом промышленного парка.

2.4.5.3. Уполномоченный орган выдает резиденту промышленного парка свидетельство, удостоверяющее его включение в реестр резидентов промышленного парка.

2.4.5.4. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент промышленного парка обязуется в течение срока его действия вести на территории промышленного парка промышленно-производственную деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции в объеме и в сроки, указанные в соглашении, а управляющая компания обязуется в срок, указанный в соглашении, обеспечить заключение с резидентом промышленного парка договора субаренды земельного участка, расположенного в пределах территории промышленного парка, для ведения промышленно-производственной деятельности.

2.4.5.5. Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности может предусматривать обязанность управляющей компании обеспечить заключение с резидентом промышленного парка договора аренды (субаренды) недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и расположенного на земельных участках в пределах территории промышленного парка.

Резидент промышленного парка не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности другому лицу.

2.4.5.6. Требования к соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и включаются в инвестиционное соглашение.

2.4.6. Рекомендации по проведению экспертизы и утверждению проектно-сметной документации.

2.4.6.1. Проект со сметной документацией должен быть направлен на государственную экспертизу в установленном порядке. В результате государственной экспертизы должны быть получены следующие документы:

документ об утверждении проектной (сметной) документации (издается государственным заказчиком - застройщиком) строительства (реконструкции, технического перевооружения), капитального ремонта объекта и т.п.;

положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской  Федерации;

положительное заключение о достоверности сметной стоимости, полученное в соответствии с постановлением Правительства Российской  Федерации от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета», - в случае, если по объектам капитального строительства или капитального ремонта государственная экспертиза проектной документации не проведена до 1 января 2010 года.

 

2.5. Порядок действий органов государственной/муниципальной

власти при создании индустриальных парков на территории субъекта РФ

2.5.1. Проведение и подведение итогов регионального конкурса проектов индустриальных парков (в соответствии с рекомендациями в п. 2.3 настоящих Рекомендаций). Включение в закон (решение) о бюджете субъекта РФ текстовой статьи с указанием инициатора/инициаторов проектов индустриальных парков, которые были признаны победителями проведенного открытого конкурса, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований, утверждение таким образом субсидий и бюджетных инвестиций, планируемых к предоставлению указанному инициатору/инициаторам на проект/проекты промышленных (индустриальных) парков.

2.5.2. Реализация мер государственной поддержки в форме софинансирования инвестиций в отношении проектов индустриальных парков:

2.5.2.1. Заключение между уполномоченным органом субъекта РФ и заявителем/заявителями проекта/проектов, признанными победителями в категории 1 конкурса договора/договоров о предоставлении субсидий.

2.5.2.2. Перечисление средств в объеме, равном размеру субсидии, получателям.

В качестве альтернативного механизма реализации мер государственной поддержки развития малых и средних предприятий в форме субсидирования в отношении проектов индустриальных парков (по усмотрению уполномоченного органа и победителя конкурса; в случае, если земельный участок, на котором реализуется проект индустриального парка, находится в муниципальной собственности, то данный вариант рассматривается как основной), может быть принят следующий:

- заключение договора о предоставлении субсидий на возмещение затрат на инфраструктуру индустриального парка между уполномоченным органом субъекта РФ и органом местного самоуправления;

- перечисление бюджетных ассигнований в форме субсидий в бюджет муниципального образования;

- организация и проведение соответствующим органом местного самоуправления открытых аукционов по выбору подрядных организаций для строительства объектов инженерной инфраструктуры индустриального парка;

- заключение по итогам аукционов муниципальных контрактов между органом местного самоуправления и подрядчиками, а также договора на строительство объектов между заказчиком-застройщиком и подрядчиками;

- подготовка и представление органом местного самоуправления отчета об использовании субсидии и выполнении условий их предоставления по формам и в сроки, установленные договорами о предоставлении субсидии согласно договору на получение субсидий.

2.5.3. Уполномоченный орган обращается в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с предложением о принятии Решения о создании/придании статуса промышленного парка/промышленных парков, проект/проекты заявителей создания/развития которого/которых были признаны победителями проведенного конкурса.

2.5.4. Заключение договора аренды земельного участка или иного объекта недвижимости, на инвестиционных условиях для строительства или реконструкции без проведения торгов, с правом выкупа указанного земельного участка/иного объекта недвижимости (данный пункт действует для инициаторов в п. 2.1.2).

2.5.5. В случае, если земельный участок, на котором предполагается размещение промышленного парка, находится в муниципальной собственности, то в целях обеспечения необходимых условий для принятия решения о создании промышленного парка в установленные сторонами сроки между субъектом РФ, от имени которого выступает уполномоченный орган, и муниципальным образованием заключается Соглашение о взаимодействии в целях создания промышленного парка.

2.5.6. Принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ Решения о создании/придании статуса промышленного парка/промышленных парков, оформленного соответствующим нормативным документом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

2.5.7. Если проект создания промышленного (индустриального) парка реализуется на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, то уполномоченный орган организует открытый конкурс по отбору организации для выполнения функций управляющей компании промышленным парком (как один из возможных вариантов- через учреждение нового специального юридического лица, см. далее).

2.5.8. Создание специального юридического лица- проектной организации (special purpose vehicle), которое будет выполнять функции управляющей компании промышленного (индустриального) парка, и его регистрация по адресу местоположения промышленного парка.

2.5.9. Альтернативным вариантом (в случае, если собственник земельного участка/организация-победитель конкурса, выбранная по конкурсу, является открытым акционерным обществом) по усмотрению сторон может быть вариант, при котором указанное открытое акционерное общество организует дополнительный выпуск акций, которые передаются в собственность субъекта Российской Федерации.

2.5.10. В течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации оформляется договор между уполномоченным органом и юридическим лицом, указанным в п. 2.2.4, об участии субъекта Российской Федерации в собственности юридического лица, указанного в п. 2.2.4 (далее- Управляющая компания).

2.5.11. Участие субъекта Российской Федерации в действующем Обществе (Управляющей компании) путем предоставления бюджетных инвестиций (капитальных вложений) должно предусматривать последующую передачу субъекту Российской Федерации эквивалентной части имущества Общества - в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.5.12. Заключение инвестиционного соглашения о создании промышленного парка между уполномоченным органом субъекта РФ, муниципальным образованием и Управляющей компанией.

2.5.13. Создание и развитие промышленного парка Управляющей компанией:

2.5.13.1. Доработка, уточнение концепции проекта создания промышленного парка, определение его потенциальных участников, профиля, ресурсной базы и анализ правового статуса (включая отдельные объекты) промышленного парка, других ключевых вопросов предварительного обоснования инвестиций (ТЭО), требований к балансу территории и проекту планировки территории промышленного парка, разработка программы продвижения парка и привлечения резидентов.

2.5.13.2. Оформление и согласование Акта выбора земельных участков, изменение категории (целевого назначения), вида разрешенного использования земельных участков (в случае необходимости).

2.5.13.3. Прекращение прав третьих лиц на земельные участки (землепользователей, землевладельцев, арендаторов, субарендаторов, обладателей сервитута).

2.5.13.4. Оформление договоров аренды земли в соответствии с условиями заключенного Инвестиционного соглашения. Арендатором по договору долгосрочной аренды земельного участка является Управляющая компания промышленного парка.

Рекомендуемыепредельные сроки реализации подэтапов 2.5.13.1-2.5.13.4- 6 месяцев с даты окончания мероприятий, указанных в пункте 2.5.13.3.

2.5.13.5. Подготовка, согласование и утверждение в установленном порядке технического задания на разработку проекта планировки территории, правил землепользования и застройки территории промышленного парка.

2.5.13.6. Получение технических условий и разработка рабочей документации по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры промышленного парка.

2.5.13.7. Разработка, согласование и утверждение в установленном порядке проекта планировки территории, правил землепользования и застройки территории промышленного парка.

Рекомендуемые предельные сроки реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2.5.13.5-2.5.13.7- 6 месяцев с даты окончания мероприятий, указанных в подпункте 2.5.13.4.

2.5.13.8. Подготовка, согласование, экспертиза и утверждение рабочих проектов, а также проектно-сметной документации на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

2.5.13.9. Формирование пакета документов для предоставления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в Минэкономразвития России с целью получения субсидий из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ на развитие малого и среднего предпринимательства.

2.5.13.14. Поиск и привлечение инвестиций хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении своих промышленных производств, логистических, производственных и иных сервисов в составе промышленного парка.

2.5.13.11. Получение разрешений и согласований на размещение промышленных производств и на производство земляных и строительных работ.

2.5.13.12. Производство строительных и иных работ в целях создания инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры промышленного парка. Утверждение акта Государственной комиссии о приемке инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры промышленного парка в эксплуатацию.

После документально оформленного окончания строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры индустриального парка, по взаимному соглашению участников капитала управляющей компании, возможно оформление прав собственности субъекта РФ на указанные объекты инфраструктуры с последующим выходом субъекта РФ из участников капитала управляющей компании.

Рекомендуемые предельные сроки реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2.5.13.8-2.5.13.12- 29 месяцев с даты окончания мероприятий, указанных в подпункте 2.5.13.7.

2.5.13.13. Отбор хозяйствующих субъектов (с их частными инвестиционными проектами) для участия в промышленном парке, в том числе заключение соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности.

2.5.13.14. Подготовка, согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации на объекты отобранных хозяйствующих субъектов, подлежащие размещению в соответствии с проектом планировки территории, правилами землепользования и застройки территории промышленного парка.

2.5.13.15. Производство строительных и иных работ по размещению производств, производственных, логистических и иных сервисов в составе промышленного парка.

2.5.13.16. Проведение сдачи-приемки пусковых комплексов промышленного парка, подписание актов о результатах реализации проекта строительства промышленного парка. Полное заполнение промышленного парка хозяйствующими субъектами и оформление имущественных прав участников промышленного парка.

Рекомендуемые предельные сроки реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2.2.14.13-2.2.14.16- 12 месяцев с даты окончания мероприятий, указанных в подпункте 2.2.14.12.

2.5.14. В случае, если субъект Российской Федерации был выбран одним из победителей по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в очередном финансовом году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, организуемого Минэкономразвития Российской Федерации, то между Минэкономразвития Российской Федерации и уполномоченным органом заключается Соглашение о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектом Российской Федерации (далее- Соглашение).

2.5.16. На основании Соглашения осуществляется перечисление субсидий в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет субъекта Российской Федерации.

2.5.16.1. Субъект Российской Федерации вправе предоставить субсидии в порядке межбюджетных отношений местным бюджетам на цели оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению создания и развития индустриальных парков.

2.5.17. Уполномоченный орган представляет в Минэкономразвития Российской Федерации ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании субсидий по форме, утверждаемой Минэкономразвития Российской Федерации.

2.5.17.1. В случае, если получателем субсидии является муниципальное образование, то указанный отчет ежеквартально представляется им в уполномоченный орган для последующего направления в Минэкономразвития Российской Федерации.

2.5.18. Получатели субсидий (выбранные по конкурсу) представляют отчеты об использовании субсидии и выполнении условий их предоставления по формам и в сроки, установленные договорами о предоставлении субсидии согласно договора на получение субсидий.

2.5.18.1. Уполномоченный орган субъекта РФ ведет реестр получателей субсидии в разрезе договоров и осуществляет контроль за выполнением получателями условий предоставления субсидии. Порядок осуществления контроля за исполнением условий предоставления субсидии устанавливается уполномоченным органом.

 

2.6. Условия, порядок проведения и критерии конкурсного отбора управляющей компании индустриального парка на участке в государственной/муниципальной собственности (для инициаторов проектов создания индустриальных парков из п. 2.1.1).

2.6.1. Конкурсный отбор управляющей компании осуществляется при наличии следующих условий:

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о создании промышленного парка;

уполномоченным органом или органом местного самоуправления разработана и утверждена конкурсная документация;

имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности на земельный участок, на котором предполагается размещение промышленного парка, либо на объект недвижимости, реконструкция которого предполагается для создания промышленного парка;

уполномоченным органом и органом местного самоуправления заключено Соглашение о взаимодействии (в случаях, предусмотренных пунктом 2.5. настоящих Методических рекомендаций).

2.6.2. При проведении конкурсного отбора управляющей компании применяется порядок проведения открытого конкурса, предусмотренный Федеральным законом от 27 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с учетом следующих особенностей:

предметом открытого конкурса по отбору управляющей компании является право на заключение инвестиционного соглашения в качестве управляющей компании и право на заключение договора аренды земельного участка для строительства на инвестиционных условиях или договора аренды объекта недвижимости для реконструкции на инвестиционных условиях;

победителем конкурса является лицо, предложившее концепцию освоения территории промышленного парка, наилучшим образом соответствующую целям создания промышленного парка и основным видам экономической деятельности, которые предполагается осуществлять в промышленном парке, предусмотренными конкурснойдокументацией.

2.6.3. Рекомендации по созданию юридического лица (special purpose vehicle), которое будет выполнять функции управляющей компании промышленного (индустриального) парка.

2.6.3.1. Учредителями юридического лица, которое должно выполнять функции управляющей компании промышленного парка (далее- управляющая компания), являются: субъект Российской Федерации в лице уполномоченного органа, и юридическое лицо- владелец прав на земельный участок (если земельный участок находится в государственной/муниципальной собственности, то вторым учредителем является юридическое лицо- победитель конкурса по выбору управляющей компании промышленного парка).

2.6.3.2. Участие субъекта Российской Федерации в собственности управляющей компании на сумму, эквивалентную предоставляемым бюджетным инвестициям на создание инфраструктуры промышленного парка, осуществляется в порядке и на условиях ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.6.3.3. Участие субъекта Российской Федерации в действующем Обществе (управляющей компании) путем предоставления бюджетных инвестиций должно предусматривать последующую передачу субъекту Российской Федерации эквивалентной части имущества Общества. Эквивалентная часть имущества в данном случае представляет собой эквивалентную (в стоимостном выражении величине предоставляемых бюджетных инвестиций) долю в уставном капитале управляющей компании. В дальнейшем, после документально оформленного окончания строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры индустриального парка, по взаимному соглашению участников капитала управляющей компании, возможно оформление прав собственности субъекта РФ на указанные объекты инфраструктуры с последующим выходом субъекта РФ из участников капитала управляющей компании.

 

3. Рекомендации по осуществлению функций

 уполномоченным органом и управляющей компанией

            3.1. Уполномоченному органу рекомендуется осуществлять следующие функции по созданию и развитию промышленного парка:

            осуществлять общую координацию действий по созданию и развитию промышленного парка;

            определять форму заявки на создание промышленного парка, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке;

            организовывать и координировать работу по заключению Соглашения о взаимодействии в целях создания промышленного парка;

            осуществлять ведение реестра резидентов промышленного парка, а также Единого реестра резидентов промышленных парков субъекта Российской Федерации;

            предоставлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ ежегодный доклад о ходе создания промышленных парков в субъекте Российской Федерации;

            организовывать подготовку и обеспечивать проведение конкурсов по отбору управляющих компаний в случаях, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями;

            разрабатывать и заключать инвестиционные соглашения;

            оказывать содействие управляющей компании при разработке, экспертизе и согласовании документации, необходимой для создания промышленного парка и размещения на его территории предприятий (подразделений) заинтересованных хозяйствующих субъектов;

            организовывать контроль за исполнением резидентами промышленного парка соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности;

            выполнять функции государственного заказчика по проектированию промышленного парка и созданию инфраструктуры в случае использования на указанные цели средств бюджета субъекта Российской Федерации;

            исполнять иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации о промышленных парках, и инвестиционным соглашением.

            3.2. Управляющей организации рекомендуется осуществлять следующие функции по созданию и развитию промышленного парка:

            непосредственно управлять созданием и обеспечивать функционирование промышленного парка;

            осуществлять права и обязанности заказчика и инвестора по разработке документации по планировке территории промышленного парка, проектированию и строительству объектов инфраструктуры, обеспечивающей функционирование промышленного парка, за счет собственных и привлеченных средств;

            обеспечивать привлечение финансирования для выполнения всех работ, связанных с созданием и функционированием промышленного парка;

            осуществлять права и обязанности организации коммунального комплекса, организовывать и осуществлять эксплуатацию систем инфраструктуры, используемых для переработки сырья и материалов, производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в целях обеспечения энерго-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также осуществлять эксплуатацию объектов, используемых для утилизации и переработки (захоронения) бытовых и промышленных отходов;

            приобретать имущество, имущественные и неимущественные права, привлекать необходимые инвестиционные ресурсы, иные финансовые и материальные средства, включая привлечение инвестиций для создания и обеспечения функционирования инфраструктуры промышленного парка;

            обеспечивать создание, организовать и (или) осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры, обеспечивающей функционирование промышленного парка;

            разрабатывать программу продвижения промышленного парка и осуществлять мероприятия, необходимые для привлечения на территорию промышленного парка резидентов и заинтересованных хозяйствующих субъектов;

            заключать соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, обеспечивать своевременное представление таких соглашений в уполномоченный орган, а также участвовать в осуществлении контроля за исполнением указанных соглашений резидентами промышленного парка;

            содействовать резидентам промышленного парка при размещении принадлежащих им (создаваемых ими) предприятий (подразделений) на территории промышленного парка, в том числе, при разработке, экспертизе и согласовании необходимой для этих целей документации, выборе подрядчиков и заключении договоров строительного подряда, производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, обеспечении необходимыми трудовыми, энергетическими, природными и иными ресурсами;

            ежеквартально представлять уполномоченному органу, органам местного самоуправления информацию о ходе выполнения инвестиционного соглашения на создание промышленного парка не позднее 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным;

            исполнять иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации о промышленных парках и инвестиционным соглашением.

           

 

4. Рекомендации по нормативно-правовому и организационному обеспечению государственной поддержки резидентов промышленных парков

в субъектах Российской Федерации

4.1. В целях реализации в субъектах Российской Федерации в отношении резидентов промышленных парков мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принять нормативные правовые акты и осуществить действия организационного характера, предусмотренные настоящим разделом Методических рекомендаций. 

4.2. Нормативные правовые акты, рекомендуемые для принятия:

нормативные правовые акты, обеспечивающие создание в субъектах Российской Федерации фондов содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийного фонда, фонда поручительств) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 15), и Приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 года № 204 «О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (подпункт 10.11);

нормативные правовые акты, обеспечивающие создание, утверждение и реализацию следующих программ субъектов Российской Федерации:

программы «Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда (находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности), относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории промышленного (индустриального) парка» (далее – Программа субсидирования арендной платы);

программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (подпункт а) пункта 44).

программы, предусматривающей предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории промышленного парка, субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с получением кредита в коммерческих банках: платы за предоставление кредита, платы за предоставление поручительств фондов содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту.

4.3. Действия организационного характера, рекомендуемые для осуществления:

создать фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса;

заключить с коммерческими банками, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, соглашения о сотрудничестве в рамках совместной реализации программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства».

4.4. Основным видом деятельности фондов содействия кредитованию малого и среднего бизнеса является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4.5. Программа субсидирования арендной платы определяет порядок реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по повышению их конкурентоспособности в части расширения их доступа к финансовым ресурсам путем предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат на оплату субъектами малого и среднего предпринимательства арендной платы по договорам аренды объектов нежилого фонда, предоставленных им для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 

5. Рекомендации по мерам государственной поддержки управляющих компаний промышленных парков

            5.1. Среди наиболее значимых мер поддержки создания и развития промышленных парков можно выделить следующие направления поддержки (группы мер):

- содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфраструктуры промышленных парков, прежде всего - с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- снижение административных барьеров, в том числе сокращение сроков и упрощение административно-бюрократических процедур, связанных с созданием промышленного парка, на федеральном, региональном и муниципальном уровне, создание системы «единого окна»;

- предоставление налоговых льгот;

- расширение доступа к кредитным ресурсам для финансирования затрат на создание и развитие промышленных парков, в том числе создание целевых продуктов под указанные направления инвестирования Институтами развития; развитие коммерческой ипотеки.

 

5.2. Содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфраструктуры промышленных парков, прежде всего - с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

5.2.1. Организационной предпосылкой для реализации этого направления является учет потребностей в создании и развитии соответствующей инфраструктуры в рамках разработки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, федеральных целевых программ развития регионов базирования парков.

5.2.2. В этой связи необходимо обеспечить интеграцию разработки программ (концепций, стратегий) развития парков и программ (стратегий, концепций) соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также федеральных целевых программ.

5.2.3. Разработка проектной документации развития инфраструктуры парков, осуществляемого с использованием механизмов частно-государственного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечена с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования.

5.2.4. Одним из основных направлений содействия созданию и реконструкции инфраструктуры промышленных парков является предусмотренное настоящими Методическими рекомендациями предоставление на конкурсной основе с обеспечением равного доступа как частных, так и государственных (муниципальных) собственников земельных участков бюджетных средств для финансирования указанных затрат.

5.3. Снижение административных барьеров.

5.3.1. В числе первоочередных мер по снижению административных барьеров должно быть обеспеченно введение ускоренного порядка получения результатов экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий с учетом опыта реализации соответствующего порядка для резидентов особых экономических зон, в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ. Данный порядок реализует принцип «одного окна» при получении разрешения на строительство и обеспечении проведения государственной экспертизы проектной документации.

5.3.2. Внедрение технологии «одного окна» должно включать:

·       организацию согласования и экспертизы проектной документации в максимально сокращенные сроки;

·       организацию согласования документов для предоставления на территории парка земельных участков;

·       организацию выдачи технических условий на подключение объектов к инженерным сетям и сооружениям;

·       организацию рассмотрения документов потенциальных резидентов.

5.3.3. Рекомендуемое меню государственных услуг, предоставляемых по системе «единого окна», на территории промышленного парка:

             5.4. Реализация мер налогового стимулирования.

5.4.1. Рекомендуемые меры налогового стимулирования создания и развития промышленных парков:

-  снижение ставки налога на имущество для управляющих компаний;

- снижение ставки земельного налога для управляющих компаний;

- прямое субсидирование из бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ на развитие индустриального парка в размере 5% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- крупными компаниями и 15% от суммы уплаченных налогов резидентами этого парка- субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

5.5. Расширение доступа к кредитным ресурсам для финансирования затрат на создание и развитие промышленных парков.

5.5.1. Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития, в том числе в порядке, предусмотренном Положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 и Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007‑р.

5.5.2. В связи с вышеуказанным, финансовым институтам и институтам развития России (Внешэкономбанк, Сбербанк России, ВТБ) рекомендуется:

5.5.2.1. разработать и открыть приоритетные программы проектного финансирования инвестиционных проектов в сфере создания и развития частных индустриальных парков;

5.5.2.2. внести изменения в Меморандум «О финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», предусмотрев в разделе 7 «Основные отраслевые приоритеты инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007 - 2013 годы» новый пункт: «создание и развитие частных индустриальных парков».

5.5.3. В качестве одного из возможных эффективных механизмов кредитования, в качестве аналога, может служить механизм программы «Стимул», разработанный ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), предусматривающий стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономического класса. В рамках этой программы АИЖК гарантирует выкуп ипотечных кредитов, выданных по ставке от 7,9 до 11%.  Банк кредитует дольщика по ставке выше или ниже 11%. После завершения строительства и регистрации ипотеки ставка по кредиту снижается до 7,9 -11%. Далее банк продает ипотечные кредиты АИЖК, которое, в свою очередь, дает право банку получить целевой займ по ставке 7-8,75% годовых (в зависимости от показателей финансовой устойчивости банка). Финансирование Программы осуществляется Агентством за счет собственных и привлеченных средств, в том числе за счет кредита Внешэкономбанка в размере 40 млрд.рублей, который предоставлен Агентству в 2010 году в рамках Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Программа «Стимул» интересна и выгодна банкам, поскольку дает гарантию доступа к ресурсам АИЖК с фиксированными параметрами, при этом банки получают право, а не обязанность использовать займ Агентства. Программа «Стимул» интересна застройщикам, поскольку дает гарантии финансирования строительного проекта до его завершения, реализации построенных квартир благодаря гаранту сбыта, а также увеличения сбыта за счет выдачи ипотечных кредитов покупателям.

5.5.4. В качестве одного из важнейших направлений расширения доступа к кредитным ресурсам рекомендуется рассматривать развитие коммерческой ипотеки, прежде всего в части совершенствования законодательства в данной сфере.

5.5.4.1. В настоящее время Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" содержит следующие недостатки, препятствующие развитию коммерческой ипотеки:

5.5.4.1.1. Закон не предусматривает регистрацию права собственности на нежилые площади с одновременным обременением ипотекой.

5.5.4.1.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Таким образом, положения законопроекта нуждаются в согласовании с упомянутыми правовыми нормами.

5.5.4.1.3. В законопроекте предусмотрен залог нежилых помещений без залога соответствующей доли на земельный участок, что нарушает установленный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" принцип единства правовой судьбы объекта недвижимости и земельного участка, на котором он расположен.

5.5.5. В целях обеспечения промышленных парков трудовыми ресурсами необходимо развитие жилищного строительства на территориях, прилегающих к площадкам создаваемых промышленных парков, а также объектов социальной инфраструктуры. Для обеспечения ускоренного развития жилищного строительства на территориях, прилегающих к площадкам создаваемых промышленных парков, рекомендуется возможность использования субъектами Российской Федерации средств федеральной целевой программы «Жилище», предусматривающей реализацию следующих мероприятий:

предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, а также предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели;

предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования предоставляемой финансовой поддержки молодым семьям на приобретение жилья.

 

5.6. Меры информационной и консультационной поддержки.

Органам государственной власти рекомендуется оказывать информационную и консультационную поддержку инвесторам промышленного парка следующими способами:

- распространять информацию о создании и развитии промышленных парков, мерах государственной поддержки, предоставляемых при развитии промышленных парков, путем ее размещения в средствах массовой информации и иными способами в соответствии с законодательством, в целях информационной поддержки инвесторов промышленных парков;

- путем оказания инвесторам промышленных парков консультационных услуг органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) привлекаемыми ими юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд и муниципальных нужд;

- путем создания субъектами Российской Федерации юридических лиц, оказывающих консультационные услуги инвесторам промышленных парков, и обеспечения деятельности таких юридических лиц.

 

 

Приложение

 

Рекомендации по содержанию и оформлению бизнес-плана промышленного парка и финансовой модели промышленного парка

 

1. Бизнес-план создания и (или) развития промышленного парка (далее – бизнес-план) должен включать следующие разделы:

- резюме проекта создания и (или) развития промышленного парка (далее – проект);

- описание проекта;

- информация об основных участниках проекта;

- описание услуг управляющей компании промышленного парка;

- анализ рынка;

- организационный план-график создания и (или) развития промышленного парка;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- анализ проектных рисков;

- прогноз денежных потоков проекта;

- расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта.

2. Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта, но разделы, указанные в пункте 1 настоящих Требований к бизнес-плану промышленного парка, должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке.

3. Информация, включенная в бизнес-план, должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.

4. Информация об основных участниках проекта должна включать следующие сведения:

- об управляющей компании промышленного парка, ее опыте реализации проектов девелопмента и управления аналогичными объектами;

- об инвесторах проекта, в том числе, о величинах их инвестиций в проект, подтверждение их готовности осуществить инвестиции в проект;

- о резидентах (в том числе предполагаемых) промышленного парка, подтвердивших свою готовность разместить производства на территории промышленного парка, в том числе информация о размерах их инвестирования в проект.

В составе суммы инвестиций резидентов промышленного парка указываются отдельно: инвестиции в выкуп/строительство зданий (строений) на территории промышленного парка, приобретение оборудования, прочие статьи.

5. Раздел «Анализ рынка» должен включать:

- анализ рынка производственно-складской недвижимости в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), в том числе, определение диапазона ставок арендной платы и цен продажи за помещения производственно-складского назначения и за земельные участки промышленного назначения;

- сравнительный анализ деятельности конкурентных промышленных парков и ценовой анализ их предложений резидентам.

6. Раздел «Маркетинговый план» должен включать:

- определение целевых отраслей, на компании которых ориентирован промышленный парк, обоснование выбора таких отраслей; определение сегмента компаний в рамках списка определенных отраслей (в том числе, по виду выпускаемой продукции, величине выручки, количеству работников, территориальному аспекту размещения до момента запуска проекта индустриального парка);

- определение конкретных компаний - потенциальных резидентов;

- обоснование ценовых условий на услуги управляющей компании промышленного парка с учетом проведенного анализа рынка, в том числе, цены продажи объектов недвижимости/земельных участков и ставки арендной платы за объекты недвижимости/земельные участки в промышленном парке;

- план мероприятий по привлечению резидентов в промышленный парк, с указанием планируемого бюджета на такие мероприятия.

7. Раздел «Финансовый план» должен включать, в том числе, план финансирования проекта.

7.1. В разделе «Финансовый план» представляется следующая информация:

- основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов;

- ключевые статьи доходов и затрат (в том числе, инвестиционных и эксплуатационных) по годам реализации проекта;

- результаты оценки воздействия изменений ключевых факторов риска на финансовые прогнозы;

- иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.

7.2. Кроме того план финансирования проекта должен содержать следующую информацию:

- общая потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);

- предполагаемая структура источников финансирования;

- размер и форма участия управляющей компании;

- график предоставления, обслуживания и возврата заемных средств управляющей компанией;

- размер, форма и условия предоставления финансирования иными участниками проекта.

8. Раздел «Прогноз денежных потоков проекта» должен быть выполнен с соблюдением следующих условий:

- срок прогнозирования должен составлять 10 лет, начиная с года подачи конкурсной заявки на участие в конкурсном отборе;

- необходимо использовать индексы-дефляторы;

- для индексации ставок арендной платы, цен продажи объектов недвижимости/земельных участков рекомендуется использовать прогнозируемые рыночные темпы роста цен на указанные объекты. При отсутствии такой информации необходимо привести расчет ретроспективных темпов роста указанных показателей за последние три года, предшествующие году подачи заявки, с указанием источников информации;

- для индексации тарифов на услуги организаций коммунального комплекса следует использовать прогнозные индексы, на тарифы таких организаций, официально публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации в прогнозах социально-экономического развития. На период за пределами прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации следует использовать значение индекса последнего прогнозного года, по которому имеется прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации.

Указанные в данном разделе требования предъявляются к финансовой модели промышленного парка.

9. Раздел «Расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта» должен содержать:

а) расчет эффективности проекта:

- без привлечения средств субсидии;

- с привлечением средств субсидии;

б) расчет WACC – средневзвешенной стоимости капитала;

в) расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта:

- чистая приведенная стоимость (NPV);

- внутренняя норма доходности (IRR);

- рентабельность инвестиций (RI) как соотношение NPV проекта и суммарной недисконтированной величины инвестиций субъекта, с точки зрения которого составлен прогноз денежных потоков (по умолчанию- управляющая компания);

- дисконтированный и недисконтированный сроки окупаемости проекта;

г) расчет бюджетной эффективности - прогноз денежных потоков, с разбивкой на статьи затрат и доходов бюджетов каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации;

д) выводы об экономической целесообразности реализации проекта и обоснование использования средств субсидии.

10. Требования к форме представления финансовой модели промышленного парка.

Финансовую модель проекта создания и (или) развития промышленного парка необходимо представлять в составе заявки на электронном носителе в формате Excel.

Оценка: -8

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России»

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России» в значительной степени повышает вероятность появления новых резидентов и инвесторов в вашем индустриальном парке или технопарке. Это не пустые заявления, а практический опыт - только в 2015 году нами было получено свыше ста официальных, письменных обращений от клиентов — потенциальных инвесторов.

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Следите за нами в Twitter и в Telegram

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru