Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации - создание индустриальных парков и технопарков

Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации - создание индустриальных парков и технопарков

Строительство индустриальных парков DEGA MARKET 7 495 646-17-52

Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации - создание индустриальных парков и технопарков

 

1. Введение

Реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу.

Социальные риски модернизации.Прямым следствием модернизации является рост производительности труда и сокращение старых рабочих мест (производительность труда в России отстает от стран развитого мира в среднем от 3 до 5 раз). Как показывают опросы, технологическое и техническое перевооружение российских производств ведет к росту производительности труда также в  среднем от 3 до 5 раз. По данным Академии Народного Хозяйства при Правительстве России (далее – АНХ), в настоящее время в «негосударственном несырьевом секторе», который обеспечивает наибольший спрос на рабочую силу, занято 51,7 млн. человек, а производительность труда в нем в среднем в 3,9 раза ниже, чем в странах Европейского Союза. Это означает, что если бы производительность труда выросла до среднеевропейского уровня, то в негосударственном несырьевом секторе экономики осталось бы без работы 38 млн. человек.

Поэтому, социально безопасный процесс модернизации требует опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, что означает создание, прежде всего, частным бизнесом десятков тысяч (1*) новых, конкурентоспособных производств. Этого можно достигнуть только за счет принципиального улучшения инвестиционного климата.

Международная конкуренция юрисдикций.Как показывают регулярные международные обзоры и рейтинги, Россия находится в непривлекательной, с точки зрения инвестиционного климата, группе стран. Помимо худших показателей по сравнению с развитыми государствами, Россия проигрывает и конкурентам на мировом рынке прямых инвестиций — Китаю, Индии, Бразилии.

Создание единого таможенного пространства (ЕТП) России, Беларуси, Казахстана имеет своим следствием прямую инвестиционную конкуренцию национальных юрисдикций. Сравнение показывает, что на текущий момент по такому ключевому фактору инвестиционного климата как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану: НДС - 12% (у нас - 18%), НДФЛ - 10% (у нас - 13%), налог на прибыль организаций - 15% (у нас - 20%), социальный налог 21% (у нас - 26%, будет - 34%). Кроме того, доступность финансирования, доступность рабочей силы, доступность инфраструктуры, административная среда для инвестиций более благоприятны в Казахстане по сравнению с Россией.  Прямым следствием такой ситуации будет естественный переток инвестиционных ресурсов и создание новых несырьевых производств в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями.

Поэтому, обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует принципиального улучшения инвестиционного климата.

Экономическая оправданность инновационного развития.Для экономической оправданности инновационного развития также  необходим благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий спрос на инновации и индустриальную базу их воплощения. В противном случае, даже если России удастся стать одним из лидеров в инновационной сфере (например, успешно реализовав Сколковский проект или проект РОСНАНО), однако при этом, не улучшив инвестиционного климата, то создаваемые в России инновации станут интеллектуальным сырьем для развития иностранных компаний и экономик, а не ресурсом развития российских производств. Российские инновационные достижения будут создавать зарубежный ВВП, а также занятость и налоги в других странах (в лучшем случае мы будем продавать патенты, а не товары). Более того, как показывает международный опыт, в долгосрочной перспективе неблагоприятный инвестиционный климат, порождающий отсутствие или невозможность создания собственной индустриальной базы, приводит к перетеканию интеллектуального потенциала в инвестиционно благоприятные места.

 

Таким образом, модернизация старых и создание новых производств, прямая инвестиционная конкуренция национальных юрисдикций, экономическая оправданность инновационного развития требуют кардинального улучшения инвестиционного климата.

  Региональный уровень улучшения инвестиционного климата. Как показывает международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, большая область мер в этом вопросе находится на региональном уровне, а эффективность усилий регионального уровня власти и персонально главы региональной администрации могут иметь решающее значение при выборе прямыми инвесторами места территориальной локализации своих производств и иных инвестиций. Анализ и оценка, как наилучшей (Приложение 1), так и наихудшей (Приложение 2) практики привлечения инвесторов и создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, позволяет выделить, сформулировать и объединить в рамках модельной программы комплекс мер, практическая реализация которых способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата. При разработке модельной программы учитывался также наилучший международный опыт улучшения инвестиционного климата.  

Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации (далее - Программа) нацелена на улучшение инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, способствующее притоку  прямых иностранных и российских инвестиций в широком спектре производственной деятельности, опережающему вводу производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких производств. Программа предполагает проведение мероприятий по комплексному  улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, стимулированию спроса, активизации государственных, предпринимательских и общественных усилий по развитию экономики субъекта Российской Федерации, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, развитию источников финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.

 

 

 

 


2. Цель и задачи  Программы

 

Цель: улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, рост объемов производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Задачи:    

формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;

снижение административных барьеров;

формирование механизмов стимулирования спроса на продукцию;

формирование механизмов налогового стимулирования инвестиций;

формирование и развитие кластеров в соответствии с конкурентными преимуществами субъекта Российской Федерации;

формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

формирование благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;

формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

 

 

3. Основные направления и механизмы реализации  Программы

 

Меры по улучшению инвестиционного климата субъекта Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:

создание благоприятной для инвестиций административной среды;

создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

налоговое стимулирование инвестиций;

формирование привлекательных тарифных условий дляинвестиций;

обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;

кадровое обеспечение инвестиций.

 

3.1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды.

Для создания административной среды, способствующей привлечению инвестиций, проводятся следующие мероприятия.

  3.1.1. Создание в субъекте Российской Федерации постоянно действующего совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Совет возглавляет Губернатор, состав формируется из руководителей профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей  предпринимательского  и экспертного сообщества.

3.1.2. Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.     

 3.1.3. Создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее - Агентства). Основными функциями Агентства являются: повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Российской Федерации; регулярный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системная поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Губернатор.

3.1.4. Принятиеинвестиционной декларации и регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами Агентства с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами государственного и муниципального контроля (надзора) и регулирующими службами, организациями естественных монополий.

3.1.5.Проведение аудита административных процедур и функций  органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.

3.1.6. Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающего формирование системы стандартов  предоставления государственных услуг, информатизацию процедур предоставления государственных услуг, контроль качества их предоставления и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг.

3.1.7. Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.

3.1.8. Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.

3.1.9. Создание специализированного многоязычного интернет-портала  об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Интернет-портал дожжен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

3.1.10. Ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в субъекте Российской Федерации». Включение в состав редакционной группы по подготовке доклада инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. Организация широкого публичного обсуждения доклада.   

3.1.11. Обеспечение участия руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях с целью доведения профильной аудитории информации об инвестиционном климате и возможностях субъекта Российской Федерации.

 

3.2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.

3.2.1. Создание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

3.2.2. Создание региональных особых экономических зон индустриальных и технологических парков для формирования благоприятных инфраструктурных условий, ускорения административных и разрешительных процедур, снижения расходов инвесторов на инфраструктуру. Привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

3.2.3. Разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использования различных источников финансирования.

3.2.4. Стимулирование частных операторов индустриальных и технологических парков путем предоставления им вознаграждения (например, гранта субъекта Российской Федерации), размер которого зависит от суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет субъекта Российской Федерации привлеченными инвесторами – резидентами индустриального или технологического парка.

3.2.5. Создание офисной, транспортной (аэропорты, ж/д вокзалы), социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.

 

3.3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.

3.3.1. Разработка порядка предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации по реализуемым инвестициям.

3.3.2. Разработка порядка предоставления инвестиционных грантов субъектом Российской Федерации.

3.3.3. Разработка порядка субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами.

3.3.4. Создание инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации. Разработка механизма формирования капитала фонда, процедуры участия фонда в финансировании реализуемых в субъекте Российской Федерации инвестиций.

3.3.5. Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта Российской Федерации.

3.3.6. Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с российскими и международными институтами развития (Корпорация Развития «ВЭБ», Российский Инвестиционный Фонд, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк, международные инвестиционные и инфраструктурные банки и финансовые учреждения) с целью использования их потенциала и возможностейпо финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта Российской Федерации

3.3.7. Разработкамоделей финансирования инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетания различных источников финансирования.  

                              

3.4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.

3.4.1. Разработка, принятие и регулярная актуализация долгосрочного плана размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности. Обеспечение открытости и доступности этого плана,  создающего ориентиры спроса целевым инвесторам и бизнес-сообществу.

3.4.2. Формирование регионального плана создания в субъекте Российской Федерации конкурентоспособных производств импортозамещающей продукции. Стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности.  

3.4.3. Содействие, включая софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений. Введение обязательности указанных обследований для каждой организации, претендующей на получение мер поддержки от субъекта Российской Федерации.

3.4.4. Административное и информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями  для замещения импортной продукции.

3.4.5. Субсидирование расходов производителей по продвижению продукции, в том числе, расходов на международную сертификацию товаров, (работ, услуг), системы менеджмента качества, а также на необходимые консультационные услуги. Софинансирование субъектом Российской Федерации проектов совершенствования продукции, имеющих целью выход на новые рынки.

3.4.6. Содействие производителям в получении экспортных кредитов,  субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставление гарантий субъекта Российской Федерации по экспортным кредитам.

3.4.7. Координация взаимодействия производителей и инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, со структурами Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, торгово-промышленными представительствами, российскими и зарубежными бизнес-ассоциациями и организациями для поддержки экспорта.

3.4.8. Содействие кооперации отраслевых производителей в финансировании расходов по выходу на новые рынки, а также по выпуску инновационной продукции. 

3.4.9. Создание центров кластерного развития. Определение целевых производственных кластеров и программ их развития, согласование региональных программ с Правительством Российской Федерации и заинтересованными субъектами Российской Федерации.

3.4.10. Софинансирование субъектом Российской Федерации создания, приобретения баз данных покупателей продукции, поставщиков. Организация совместных с заинтересованными организациями переговоров с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных.

3.4.11. Проведение отраслевых и технологических выставок, конференций, ярмарок, форумов для потребителей и поставщиков на территории и за пределами субъекта Российской Федерации с участием администрации субъекта Российской Федерации в финансировании. Организация дней экономики субъекта Российской Федерации в России и за рубежом. Организация регулярного обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

3.4.12. Содействие созданию, совершенствованию и продвижению интернет-сайтов, направленных на поиск и установление деловых связей между производителями и поставщиками.

3.4.13. Создание в субъекте Российской Федерации Центра деловых связей, оказывающего консультационные, информационные услуги, техническую поддержку процесса переговоров, предоставление малому и среднему бизнесу помещений, оборудованных для проведения переговоров.

3.4.14. Проведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создания продуктов и организацией продаж.

 

3.5. Налоговое стимулирование инвестиций.

         3.5.1. Разработка комплекса налоговых стимулов для привлеченияиностранных и российских инвестиций.

         3.5.2. Создание системы регулярной оценки экономической  оправданности предоставления налоговых льгот, обеспечивающих определение интегрального эффекта (бюджетной стоимости) для экономики субъекта Российской Федерации от предоставления налоговых льгот. Использование результатов такой оценки при установлении налоговых льгот.

3.5.3. Разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использования энергосберегающего оборудования и технологий.

 

3.6.Формирование благоприятных тарифных условий дляинвестиций.

3.6.1. Проведение аудита энергоэффективности и эффективности использования ресурсов, обоснованности затрат с целью формирования целевых значений экономически обоснованных тарифов естественных монополий и услуг жилищно-коммунального хозяйства.

3.6.2. Формирование программы мероприятий по приведению тарифов к целевым значениям, обязывающей ресурсоснабжающие организации к исполнению соответствующих энерго- и ресурсосберегающих программ.

3.6.3. Упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.

3.6.4. Повышение прозрачности закупок и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, в том числе, путем установления открытых процедур их осуществления и использования электронных площадок.

3.6.5. Создание системы контроля за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включая обеспечение публичности данной информации.  

3.6.6. Оптимизация финансирования деятельности организаций естественных монополий, включая рациональное использование заемных средств и иных источников финансирования для удовлетворения инвестиционных потребностей таких организаций.    

3.6.7. Включение представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в Советы директоров региональных организаций естественных монополий.

 

3.7. Обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств.

3.7.1. Создание центров формирования и развития технологических компетенций поставщиков.

3.7.2. Содействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору региональных поставщиков, в том числе, из числа малого и среднего бизнеса.

3.7.3. Содействие встраиванию поставщиков в технологические цепочки производства инвестором конечной продукции.

3.7.4. Содействие созданию саморегулируемой организации региональных поставщиков, ориентированных на оперативную адаптацию к возникающим потребностям инвесторов.  

 

 3.8. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.

 3.8.1. Организация регулярного обучения и повышения квалификации (прежде всего, в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах)  руководителей профильных органов государственной власти Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе. Включение в программу обучения изучение лучшего опыта привлечения инвесторов, совершенствования инвестиционных условий и административных процедур.

 3.8.2. Организация процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами, субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями.

 3.8.3. Упрощение в пределах полномочий субъекта Российской Федерации визовых и миграционных процедур для иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы. Организация Агентством работы по содействию иностранным инвесторам и специалистам в рамках прорабатываемых и реализуемых инвестиций.

 3.8.4. Организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса субъекта Российской Федерации с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в зависимости от потребности инвесторов и реализуемых инвестиций. Организация взаимодействия между инвесторами, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательными учреждениями по содействию своевременному подбору квалифицированного персонала и руководителей.

3.8.5. Создание современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов.

3.8.6. Организация обучения и изучения лучшего опыта по эффективному обеспечению инвесторов персоналом.

 

 

4. Принципы реализации Программы.

При разработке и исполнении Программы используются следующие принципы.

4.1. Принцип комплексности. Комплексная реализация Программы предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за инновационное развитие, инвесторов, промышленных организаций, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населения.

4.2. Принцип публичности.  Предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа субъекта Российской Федерации, хода реализации инвестиционных процессов.

4.3. Принцип компетентности. Использование экспертной компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений

4.4. Принцип согласованности.  Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.   

4.5. Принцип использования естественных преимуществ субъекта Российской Федерации. Требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации, состояния его экономики и человеческого потенциала, его природно-климатических и ресурсных условий, экологии.

4.6. Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития субъекта Российской Федерации. Предполагает недопущение однобокого и чрезмерно специализированного развития экономики субъекта Российской Федерации.

4.7. Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и вредными последствиями.

4.8. Принцип концентрации на привлечении ключевых (якорных) инвесторов. Предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, спроса, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.

 

5. Ожидаемые результаты от реализации Программы.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики субъекта Российской Федерации;

рост в экономике доли малого и среднего бизнеса;

масштабный рост высокотехнологичных производств;

рост высокопроизводительных современных рабочих мест;

повышение качества человеческого потенциала, расширение социальных и квалификационных ролей, качества жизни;

 рост объемов производства;

 рост конкурентоспособности промышленности субъекта Российской Федерации;

 рост средней заработной платы.

 

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Программы.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств федерального бюджета, средств институтов развития, средств организаций, российских и иностранных инвестиций. 

Приложение 1

Лучшие практики

создания инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации

 

Анализ наилучшей практики привлечения инвестиций и развития бизнеса субъектами Российской Федерации позволяет выделить ключевые и наиболее успешные меры улучшения инвестиционного климата:

создание готовых промышленных площадок;

максимальное сокращение сроков начала бизнеса;

благоприятная административная среда;

помощь в финансировании инвестиционных проектов;

благоприятный налоговый режим;

создание индустриальных парков и технопарков.

1. Создание готовых промышленных площадоквключает в себя проведение за счет субъекта Российской Федерации комплекса землеустроительных работ, постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрацию прав, подведение к земельному участку дорог и всей необходимой инфраструктуры, а также бесплатное подключение к коммуникациям.

2. Максимальное сокращение сроков начала бизнесаот момента первого контакта с инвестором до момента выхода на проектную мощность выпуска готовой продукции. Данная мера включает в себя создание «одного окна» для работы с инвесторами, регистрации компаний, оформлению разрешительной документации, а также персональную ответственность сотрудника администрации субъекта Российской Федерации (фактически прикрепленного к инвестору проектного менеджера региональной администрации) за оперативное развертывание инвестиционного проекта. 

3. Благоприятная административная средавключает в себя создание во главе с Губернатором комитета по непрерывному улучшению инвестиционного климата и поддержке инвестиционных проектов. Регулярный рабочий диалог инвесторов с Губернатором и (или) первыми лицами в руководстве субъекта Российской Федерации (у значимых инвесторов есть мобильный телефон Губернатора). Создание общественных советов при надзорных структурах. Создание фронт-офисов региональных администраций по работе с инвесторами - современных подразделений с хорошо образованным штатом менеджеров, которые не только ждут приезда инвесторов, а сами занимаются их поиском, как в России, так и за рубежом.

4. Помощь в финансировании инвестиционных проектоввключает в себя прямое софинансирование субъектом Российской Федерации инвестиционных проектов, субсидирование процентной ставки, предоставление государственных гарантий.

5. Благоприятный налоговый режимвключает в себя предоставление на начальном этапе инвестирования налоговых льгот или налоговых каникул по налогу на имущество, налогу на прибыль, а также в ряде случаев по земельному налогу или арендной плате за землю.

6. Создание индустриальных парков и технопарков включает в себя осуществление для частных инвесторов, по инициативе которых создаются индустриальные парки и технопарки, мер, подобных вышеуказанным мерам, а именно: максимальное сокращение сроков начала бизнеса, комфортную административную среду, помощь в финансировании, благоприятный налоговый режим.

 

Как показывает практика инвестиционно-успешных регионов России, комплексность и последовательность реализации указанных мер обеспечивает мощный синергетический эффект, качественно улучшающий инвестиционный климат, обеспечивающий кардинальный рост прямых инвестиций и масштабное создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

 

Приложение 2

Худшие практики

создания инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации

 

Анализ худшей практики привлечения инвестиций и развития бизнеса субъектами Российской Федерации позволяет выделить ключевые и наиболее значительные факторы, ухудшающие инвестиционный климат. Эти факторы могут быть объединены в две группы:

- факторы, в целом снижающие и подавляющие деловую и инвестиционную активность в регионе;

- факторы, препятствующие реализации конкретного инвестиционного проекта.

 

1. Факторы, в целом снижающие деловую и инвестиционную активность в регионе.

Перечисленные факторы в принципе ведут к снижению деловой активности, подавляют сам процесс генерации инвестиционных проектов и поиска способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов.

1.1. Отсутствие единой стратегии развития региона и, соответственно, инвестиционных приоритетов, поддержанных бизнесом и обществом.

Стратегия не учитывает и не использует сильные стороны региона, либо неестественна, не опирается на реальную ситуацию, противоречива и нелогична; размытость стратегии, отсутствие фокуса в инвестиционных приоритетах со стороны Губернатора, администрации.

Неинформированность целевых инвесторов, отсутствие консолидации усилий потенциальных инвесторов, финансового сектора и государства по взаимовыгодному поиску инвестиционных проектов, неиспользование институциональных информационных ресурсов.

1.2. Низкий уровень сотрудничества администрации региона и бизнеса.

Администрация и бизнес сосуществуют в разных измерениях. Администрация не знает реальных проблем бизнеса, бизнес не видит пользы от администрации. С одной стороны, бизнес при осуществлении инвестиционных проектов не поддерживается властями, с другой стороны, администрации придумывают нежизнеспособные проекты.

1.3. Отсутствие поддержки инвестиционной активности. Плохая история поддержки инвестиционной активности.

Отрицательная многолетняя практика, приведшая к вымыванию из региона значительной части активного делового населения соответствующего возраста, мотивации, опыта и финансового положения. Формирование отрицательного инвестиционного имиджа региона. Отсутствие механизмов поддержки спроса, неумение пользоваться инструментами по формированию, развитию и поддержанию спроса.

1.4. Устранение администрации от решения системных проблем.

Устранение от решения  сформировавшихся проблем, а также вопросов, необходимых для обеспечения новых зон производственной и деловой активности (транспортных, экологических, социальной и телекоммуникационной инфраструктуры и пр.)

1.5. Неразвитая финансовая система, отсутствие значимых участников финансового процесса, узкий выбор финансовых инструментов.

Международные и зарубежные финансовые структуры, Корпорация Развития «ВЭБ» имеют представительства и проекты в немногих передовых субъектах Российской Федерации, что характеризует поддержку  инвестиционной активности. Затруднен доступ малому и среднему бизнеса к программам финансирования инфраструктуры, инвестиционных проектов.

1.6. Правоохранительный разгул и рейдерство.

Создание заказных, «коммерческих», коррупционных «дел» широким  потоком, приводящее к сворачиванию деловой активности и подавлению, как долгосрочных бизнес-планов, так и предпринимательской активности в регионе в целом.

1.7. Игнорирование среднего и малого бизнеса.

Работа администрации субъекта Российской Федерации строится только с крупным бизнесом. Не отслеживаются  проблемы малого и среднего бизнеса, отслеживаются только крупные проекты, знаковые, имеющие поддержку на федеральном уровне. Инвестиционная активность других участников сталкивается с административными барьерами.

1.8. Клановость местной элиты.

Формирование противостояния между несколькими бизнес-кланами, с попытками захвата власти в различных ветвях власти. Разнообразное подавление бизнеса обеими сторонами.

2. Факторы, препятствующие реализации конкретного инвестиционного проекта.

2.1.Отсутствие «одного окна».

Нет специализированных структур в администрации субъекта Российской Федерации по поддержке инвесторов. Инвестор остается один на один с местной бюрократией. Ясный путь продвижения инвестиционного проекта отсутствует.

2.2. Бессистемность мер поддержки инвестиционных проектов.

Отсутствие стройной системы мер по поддержке и развитию инвестиционного процесса, сконцентрированной на процессе реализации инвестиционного проекта, взаимоувязанных процедур по инфраструктурному, финансовому, административному, регуляторному, налоговому поддержанию инвестиций.

Долгие сроки рассмотрения обращений по этим вопросам, непредсказуемость результатов и сроков.

2.3. Бюрократия и некомпетентность. Низкое информационное освещение порядка и условий выполнения функций государственными  службами и монополистами.

Увязание в разрешительных согласованиях в государственных органах,  на региональных монополистах, поставщиках услуг производственного характера, транспортных вопросах, непрофессиональность и немотивированность ответственных чиновников, даже в профильных органах. Коррупция. Закрытость процедур и лиц, принимающих решения. Отсутствие доступа к чиновникам для переговоров и рабочего диалога. Отставание в реагировании или неисполнение естественных государственных функций по «расшивке» «узких» мест, административной поддержке, концентрирующей усилия обеспечивающих служб (ЖКХ, транспортные, социальные, энергетики (энергетические службы) и т. д.).  Отсутствие содействия по подготовке кадров, созданию специализированных образовательных учреждений, формированию информационной поддержки, обеспечению и снабжению создаваемых производств.

2.4. Монополизация рынков, ограничение конкуренции.

Подавление инвестиционного проекта конкурентами, особенно, связанными с  чиновниками. Косвенное подавляющее использование местного нормативного и надзорного регулирования. Особенно актуально в энергетике, теплоснабжении, ЖКХ, производстве продовольственных товаров и строительных материалов.

2.5. Недоступность земельных ресурсов.

Захват земель в собственность и аренду по территориальным направлениям перспективного развития и спроса, препятствование инвестиционным процессам (нередко при выявлении потенциального интереса со стороны инвесторов, особенно распространено с участием чиновников).

2.6. Недоступность энергоресурсов, услуг производственного характера.

Самоустранение, отсутствие реагирования со стороны администрации региона на негативную политику естественных монополий.

 

 



*(1) По данным АНХ, средняя численность занятых на предприятии в России (за исключением субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, финансово-кредитных и страховых организаций) составляет 350 человек. Следовательно, чтобы трудоустроить 38 миллионов человек в течение, например, 10 лет, необходимо создать более 100 тыс. новых предприятий, то есть, фактически требуется удвоение их количества.

Оценка: 21

Статьи

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России»

Размещение рекламы на портале «Индустриальные парки и технопарки России» в значительной степени повышает вероятность появления новых резидентов и инвесторов в вашем индустриальном парке или технопарке. Это не пустые заявления, а практический опыт - только в 2015 году нами было получено свыше ста официальных, письменных обращений от клиентов — потенциальных инвесторов.

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Следите за нами в Twitter и в Telegram

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru