Статьи

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области

Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области

Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области – 2012 год

Утверждена Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым
5 декабря 2012 г.

Содержание

 

1. Введение

Основание разработки

Концепция создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области (далее – Концепция) разработана во исполнение Решения Правительства Ростовской области «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности и мерах инновационного развития Ростовской области в 2012 году» от 28.12.2011 № 29.

В качестве обоснования Концепции использованы результаты проведенного исследования по формированию Методологии и механизмов создания сети индустриальных парков в Ростовской области.

При разработке Концепции учтены основные положения Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, концепций развития отраслей экономики Ростовской области, принятых Правительством Ростовской области в 2011-2012 гг., нормативного правового обеспечения инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, а также положительного опыта регионов Российской Федерации в части создания благоприятных организационно-экономических, административных, правовых, институциональных условий для развития индустриальных парков.

Основные понятия

Индустриальный (промышленный) парк– это производственная (часть производственной) территория, границы которой определены, обеспеченная или подлежащая обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой, предназначенная для размещения и функционирования субъектов предпринимательства (инвесторов).

Тип индустриального паркаопределяется в зависимости от вида услуг, предоставляемых парком резидентам:

Greenfield-парк– предоставляет резидентам незастроенные земельные участки с определенными границами под строительство производственных объектов.

Brownfield-парк– предоставляет резидентам готовые производственные помещения с инфраструктурой в аренду или на условиях продажи, а также комплекс сервисных услуг.

Комплексный парк– предоставляет резидентам земельные участки под строительство производственных объектов, а также готовую недвижимость в форме аренды или на условиях продажи для организации производства.

Основные (в том числе сервисные) услуги индустриального парка: предоставление резидентам в аренду и (или) собственность земельных участков, помещений и объектов инфраструктуры, обеспечение энергоресурсами, (электричество, газ, тепло), водообеспечение и водоотведение, предоставление инженерных, логистических, телекоммуникационных, охранных, консультационных и иных сервисных услуг.

Инфраструктура индустриального парка– комплекс инженерных, транспортных, коммуникационных, социальных и других объектов, обеспечивающих функционирование индустриального парка.

Уполномоченный орган Ростовской области в сфере деятельности индустриальных парков– исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный Правительством субъекта РФ, в сфере подготовки и реализации мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Управляющая компания индустриального парка– это юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся собственником или арендатором индустриального парка, уполномоченное осуществлять обустройство, развитие, функционирование и управление индустриальным парком.

Резидент индустриального парка– субъект предпринимательства (инвестор), осуществляющий производство товаров, оказание услуг и (или) выполнение работ на территории индустриального парка на основании инвестиционного соглашения, заключенного с уполномоченным органом Ростовской области в сфере деятельности индустриальных парков, органом местного самоуправления муниципального образования области или управляющей компанией индустриального парка.

Инвестиционное соглашение– соглашение о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционного проекта на территории индустриального парка, заключенное между резидентом индустриального парка, уполномоченным органом Ростовской области в сфере деятельности индустриальных парков и органом местного самоуправления муниципального образования области или управляющей компанией индустриального парка.

2. Экономический потенциал и инвестиционная привлекательность Ростовской области для создания региональной сети индустриальных парков

Ростовская область обладает значительной инвестиционной привлекательностью и потенциалом для привлечения инвестиций, обусловленными совокупностью конкурентных преимуществ региона, таких как выгодное геоэкономическое положение, благоприятные природно-климатические условия, ресурсообеспеченность, развитая транспортная инфраструктура, диверсифицированная экономика и наличие высокотехнологических производств.

Ключевым условием активной инвестиционной деятельности по обеспечению процесса «новой» индустриализации региональной экономики является диверсифицированный потенциал региона.

В структуре производимого валового регионального продукта Ростовской области широко представлены такие сферы деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.

Промышленность – базовая отрасль экономики Ростовской области, обеспечивающая более 26 % валового регионального продукта. Ростовская область располагает значительным потенциалом для локализации на ее территории (в том числе в рамках формирования сети индустриальных парков и высокотехнологических кластеров) большинства звеньев цепочки создания добавленной стоимости в секторах промышленного производства конечной продукции. Для этого имеются необходимые предпосылки: специализированные и поддерживающие отрасли промышленности, инфраструктурная обеспеченность, наличие емкого внутреннего спроса и территориальная близость общероссийских и зарубежных рынков сбыта.

Существенным конкурентным преимуществом создания и развития новых производственных мощностей является энергоизбыточность региона в условиях дефицитности энергосистемы Юга России.

Привлекательность инвестирования в Ростовской области определяется совокупностью таких факторов, как стабильное политическое положение, емкий внутренний рынок, современное законодательство, направленное на поддержку инвестиционной деятельности, наличие развитой институциональной инфраструктуры и квалифицированная рабочая сила; активному развитию инвестиционных процессов способствует проводимая органами власти политика в сфере инвестиций.

Ростовская область - один из наиболее открытых для внешних инвестиций российских регионов, входит в число территорий – лидеров на Юге России, рассматриваемых инвесторами в качестве потенциальной площадки для развития бизнеса.

Результаты представленного рейтинговым агентством «Эксперт РА» распределения российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2010-2011 гг. свидетельствуют о качественном улучшении инвестиционной привлекательности Ростовской области. Радикальное снижение уровня инвестиционного риска (6 место в 2010-2011 гг. по сравнению с 18-м местом в 2009-2010 гг.) и повышение инвестиционного потенциала (10-е место в 2010-2011 гг. по сравнению с 12-м местом в 2009-2010 гг.) позволило Ростовской области существенно укрепить свой инвестиционный статус и занять итоговое 5-е место в общероссийском рейтинге среди 83 субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (стандарт разработан Агентством стратегических инициатив в 2011 г.) современное состояние инвестиционного климата, действующей организационно-экономической и нормативной законодательной базы в Ростовской области характеризуется следующим образом.

Осуществление курса на формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций реализуется на основе утвержденных Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, ОДЦП «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы», областных законов («Об инвестициях в Ростовской области», «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области», «Об основах государственно-частного партнерства» и др.).

Координация деятельности органов исполнительной власти, инвесторов, предпринимательского сообщества обеспечивается выстроенной системой советов по инвестиционной деятельности, включающей Совет при Губернаторе Ростовской области, соответствующие структуры в отраслевых министерствах области, советы в городских округах и муниципальных образованиях.

В Ростовской области:

- создана инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности, включающая НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области», НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», функционирует значительное количество инвестиционных консалтинговых компаний;

- формируются доступные и обустроенные площадки для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

На территории Ростовской области в основном сформирована нормативная правовая база, направленная на стимулирование инвестиционной активности в регионе и привлечение инвестиций. Действующие правовые акты обеспечивают право инвестора на получение комплекса мер государственной поддержки, в том числе предоставление льгот по налогам на имущество и прибыль организаций, субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, возможность установления понижающих коэффициентов при определении размера арендной платы за использование земельных участков и др., а также меры нефинансовой поддержки.

В то же время, в Ростовской области отсутствует или находится в стадии формирования ряд институциональных, правовых и организационных составляющих обеспечения инвестиционной деятельности, в т.ч. направленной на реализацию политики новой индустриализации экономики региона.

Успешный опыт многих регионов России на протяжении последнего десятилетия свидетельствует о том, что индустриальные парки на нынешнем этапе развития страны играют заметную роль в обеспечении динамичного роста региональных экономик, создании условий для организации новых конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций для модернизации промышленных активов субъектов Российской Федерации.

По данным Ассоциации индустриальных парков России в настоящее время в регионах страны заявлено до 200 индустриальных парков, в т.ч. на Юге России – 26, в Ставропольском крае – 7, в Ростовской области – 5.

Восемнадцать индустриальных парков в 2011 году прошли сертификацию по стандарту, разработанному Ассоциацией индустриальных парков России и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

Общероссийская законодательная база, ориентированная на поддержку развития индустриальных парков, находится на начальной стадии формирования. Одним из ключевых факторов дальнейшего развития отрасли мог бы стать федеральный закон, регламентирующий деятельность индустриальных парков и определяющий правовые основы государственной поддержки.

В этих условиях субъекты РФ в инициативном порядке формируют региональную законодательную базу, обеспечивающую в пределах собственной компетенции возможности реализации проектов и программ, направленных на развитие индустриальных парков.

Законы о поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории индустриальных парков, приняты в Ставропольском крае и Республике Башкортостан, Калужской, Воронежской, Ленинградской областях. Во многих субъектах РФ в качестве региональных уполномоченных организаций по развитию индустриальных парков созданы и успешно действуют региональные структуры: в форме корпорации развития (в Калужской, Ульяновской, Тульской, Свердловской областях), в форме ГУП по развитию индустриальных парков (в Ставропольском крае).

Практический опыт инвестиционной деятельности свидетельствует, что типовыми требованиями, предъявляемыми инвесторами к производственным площадкам, как правило, являются:

- расположение в границах развитых промышленных территорий;

- государственная или муниципальная собственность на земельный участок (либо собственность государственной организации);

- наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;

- развитая транспортная инфраструктура;

- наличие и качество трудовых ресурсов;

- правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку, включая земельные и градостроительные вопросы;

- наличие результатов инженерных изысканий на земельном участке;

- «совместимость» соседствующих производств и учет их воздействия на окружающую среду.

Очевиден факт дефицита земельных участков, в максимальной степени удовлетворяющих указанным критериям. Такие земельные участки не могут сформироваться стихийно, а возможности использования и развития промышленных зон, созданных в 70-е – 80-е годы XX века, исчерпаны.

Одним из экономически оправданных и социально привлекательных направлений является активное проведение целенаправленной работы по созданию новых возможностей для размещения конкурентоспособных производств на территории Ростовской области в формате индустриальных парков.

Важным этапом проводимой работы в указанном направлении по стимулированию привлечения инвестиций в экономику Ростовской области стало формирование перспективных инвестиционных площадок, инициированных властными структурами и бизнесом практически в каждом из муниципальных образований области. К настоящему времени в областном реестре представлены 58 площадок общей площадью 2370 Га; из них 14 площадок сформировано в городских округах и 44 в муниципальных районах области. При этом 14 инвестиционных площадок планируется использовать под размещение объектов агропромышленного комплекса, а 44 – под размещение объектов промышленного назначения.

3. Цели, задачи и принципы создания индустриальных парков в Ростовской области

Ключевые цели:

- формирование условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития территорий Ростовской области на основе создания конкурентоспособных производств в границах индустриальных парков, привлекательных для инвесторов;

- обеспечение конкурентоспособных предложений по привлечению инвестиций и субъектов предпринимательства в развитие промышленных активов в формате создания индустриальных парков на территории Ростовской области по отношению к другим регионам Российской Федерации, а также странам Восточной Европы, Прикаспийского бассейна, Турции;

- повышение высокопроизводительной занятости населения муниципальных образований области, создание в рамках индустриальных парков современных предприятий традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики.

Достижение поставленных целей обеспечивается на основе решения в среднесрочной перспективе следующих основных задач:

- обоснование территориально-пространственного размещения индустриальных парков в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г.;

- формирование инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, ориентированной на создание и развитие индустриальных парков в Ростовской области;

- обеспечение стабильности институциональных условий инвестиционной деятельности в течение всего периода создания инфраструктуры и обустройства индустриального парка;

- создание региональной системы подготовки и переподготовки специалистов для инвестиционной сферы региона, в том числе, для обеспечения эффективного функционирования и динамичного развития индустриальных парков области.

Разработка Концепции создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области предусматривает соблюдение следующих основополагающих принципов:

- обеспечение сбалансированности, пропорциональности и комплексности социально-экономического развития субъекта РФ;

- рациональность использования научно-промышленного потенциала, земельных, природных и трудовых ресурсов территорий области;

- синхронизация и увязка предусмотренных Концепцией мероприятий с целевыми программными и стратегическими документами, действующими на территории Ростовской области

- соответствие функционального использования территорий муниципальных образований области их ресурсному потенциалу;

- разграничение полномочий и ответственности всех участников процесса создания и развития индустриальных парков;

- приоритетность и этапность создания индустриальных парков с учетом экономического зонирования и относительной стоимости территорий;

- фокусирование возможностей Областного закона о государственно-частном партнерстве на создание региональной сети индустриальных парков;

- стратегическое партнерство всех участников реализации планов формирования региональной сети индустриальных парков: власти, бизнеса, науки и общества.

К важнейшим условиям создания региональной сети индустриальных парков следует отнести:

- соблюдение баланса интересов государства и бизнеса посредством формирования при государственной поддержке инфраструктурных элементов сети индустриальных парков, создаваемых на коммерческой основе;

- использование бюджетных средств в качестве катализатора привлечения инвестиций из других источников финансирования;

- повышение инвестиционной привлекательности создания индустриальных парков не только за счет предоставления льгот и преференций, но в большей степени, за счет предоставления потенциальным инвесторам и резидентам качественных, конкурентных ресурсов (инновационных, инфраструктурных, кадровых, субконтрактных).

При формировании региональной сети индустриальных парков необходимо использовать накопленный опыт создания и потенциал дальнейшего развития имеющихся индустриальных парков в Ростовской области (в т.ч. в городах Азове и Батайске, а также в Красносулинском, Октябрьском, Азовском и Матвеево-Курганском районах области).

Существующие индустриальные парки с учетом специализации, места расположения в промышленно активных и инвестиционно привлекательных районах области, обеспеченности квалифицированными кадрами создают широкий ассортимент возможностей для новых индустриальных инвесторов. Приход крупных якорных инвесторов и самостоятельное решение ими вопросов инфраструктурного обеспечения развития собственного бизнеса на территории парка, а также образование (как правило) резервов мощностей по электро-, газо-, водоснабжению в указанных парках создают благоприятные условия для локализации по соседству с крупными предприятиями нескольких объектов малого и среднего предпринимательства и существенного снижения для последних расходов на инженерную и транспортную инфраструктуру.

Реализация Концепции должна быть направлена не на формальное создание индустриальных парков в каждом муниципальном образовании области, а на формирование новых конкурентоспособных производств (с учетом рыночных факторов и приоритетов стратегического развития области) на подготовленных производственных площадках.

4. Организационно-методическое обоснование территориально-пространственного размещения индустриальных парков

Устойчивое социально-экономическое развитие территории в значительной степени зависит от обоснованности выбора ее функционального применения. Такой выбор позволяет на основании комплексной системы критериальных факторов оценить способность конкретной территории к определенному использованию с целью эффективного размещения объектов инвестирования. Решение задачи определения экономически и социально обоснованных направлений специфического использования территории состоит из анализа стратегических ресурсов с учетом комплексной оценки относительной стоимости территории и выделения ее функциональной приоритетности.

Комплексная оценка относительной стоимости территории предполагает интегрированный подход к анализу территориального размещения и качественных характеристик имеющихся ресурсов.

К основным факторам оценки относительной стоимости территории, используемым при выборе инвестиционных площадок под создание индустриальных парков, относятся:

- уровень инженерного обустройства территории;

- транспортная доступность;

- наличие и качество трудовых ресурсов;

- форма собственности и категория земельного участка;

- близость административно-деловых центров и рынков сбыта;

- наличие крупных якорных инвесторов (резидентов);

- инженерно-геологические условия территории;

- наличие и уровень развития социальной инфраструктуры.

При обосновании территориально-пространственного размещения индустриальных парков важное значение имеет оценка наличия и состояния объектов социальной инфраструктуры (доступность жилья, объектов соцкультбыта).

Создание сети индустриальных парков в Ростовской области предполагает проектирование по единой методологии собственно индустриальных парков на основе развития инвестиционных площадок в муниципальных образованиях с учетом территориального размещения и специализации парков.

С другой стороны, преимущества сетевого характера функционирования региональной инвестиционной инфраструктуры проявляются как следствие обоснованного и отлаженного механизма взаимодействия между опорными элементами сети – ведущими индустриальными парками в соответствующих территориально-экономических зонах, на которые разбито пространство Ростовской области. Опорные индустриальные парки внутри экономических зон выступают интеграторами и катализаторами создания внутризональной сети инвестиционной инфраструктуры в муниципальных образованиях, передавая наработанный успешный опыт и принятые единые методологические подходы к функционированию парковых структур.

Принципы разделения территории области на укрупненные пространственно-экономические субрайоны опираются на ряд базовых признаков:

1) субрайоны включают граничащие друг с другом и компактно расположенные муниципальные образования области – городские округа и муниципальные районы;

2) выделенные пространственные субзоны обладают набором существенных общих характеристик для входящих в них муниципальных образований:

- существующая экономическая специализация (агропромышленная, аграрно-овощеводческая, аграрно-животноводческая, зерновая, шахтерская, транспортно-логистическая, машиностроительная, высокотехнологическая индустриальная и др.);

- системные специфические вызовы (агломерационные тенденции, приграничное взаимодействие и рост международной кооперации – неэффективное использование природных ресурсов, опустынивание, отсутствие драйверов роста и т.д.).

3) наличие центров тяготения (города, центры муниципальных районов).

Исходя из стратегических приоритетов развития области, перспективных отраслей специализации и указанных выше признаков территориального деления региона, на территории Ростовской области выделяются девять пространственно-экономических субрайонов (зон) с включением в их состав следующих городских округов и муниципальных образований:

1. Ростовская агломерация (городские округа: Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Аксай, Батайск, Новочеркасск, а также Азовский, Аксайский и Мясниковский районы);

2. Юго-Западная зона (районы: Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Неклиновский, Родионово-Несветайский).

3. Западная зона «Восточный Донбасс» (городские округа: Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахнинский, Красный Сулин, Новошахтинск, Шахты; районы: Белокалитвинский, Красносулинский, Октябрьский).

4. Северо-Западная зона (районы: Каменский, Миллеровский, Тарасовский, Чертковский).

5. Северная зона (районы: Боковский, Верхнедонской, Кашарский, Милютинский, Обливский, Советский, Шолоховский).

6. Северо-Восточная зона (г. Волгодонск; районы: Волгодонский, Мартыновский, Морозовский, Тацинский, Цимлянский).

7. Восточная зона (районы: Дубовский, Заветинский, Зимовниковский, Орловский, Ремонтненский).

8. Южная зона (районы: Егорлыкский, Зерноградский, Кагальницкий, Песчанокопский, Пролетарский, Сальский).

9. Центральная зона (районы: Багаевский, Веселовский, Константиновский, Семикаракорский, Усть-Донецкий).

Каждая из рассматриваемых внутриобластных экономических зон характеризуется наличием одного или нескольких центров тяготения в лице муниципальных образований, являющихся, потенциальными или фактическими лидерами экономического роста, инвестиционно активными территориями в региональной системе координат.

Внутриобластные экономические зоны представляют собой потенциальные площадки для поэтапного формирования сети индустриальных парков в Ростовской области.

В качестве первоочередных задач следует рассматривать возможность создания пилотного индустриального парка производственно-промышленного типа.

Требования к локации индустриальных парков производственно-промышленного типа:

- индустриальные парки создаются в пределах 30-километровой зоны вокруг города Ростова-на-Дону;

- индустриальные парки должны располагаться с соблюдением 1000-метровой санитарно-защитной зоны;

- обеспечивается возможность подведения к территории индустриальных парков инженерных коммуникаций, автодороги, возможно железной дороги с минимальными издержками.

Критерии отбора резидентов в индустриальный парк производственно-промышленного типа:

- в парке не могут быть локализованы проекты, относящиеся к нефтегазовому сектору, металлургии, животноводству, а также производству алкоголя и табака, строительных материалов;

- реализуются промышленные «Greenfield»-проекты на новой территории с нуля;

- объем инвестиций по проекту превышает 1 млрд рублей;

- потенциальный резидент парка (предприятие или группа аффилированных с ним лиц) должна иметь выручку в предыдущем году не менее 10 млрд руб.;

- санитарно-защитная зона предприятий – не более 300-500 м.;

- строительные работы на арендованном участке должны быть начаты в течение 3 лет с момента подписания договора аренды земельного участка. В случае неисполнения данного условия, договор аренды автоматически расторгается.

Условия максимальной конкурентоспособности индустриальных парков, создаваемых на территории индустриального парка производственно-промышленного типа:

- минимальные расходы резидентов на создание инфраструктуры индустриального парка, максимальные налоговые льготы (в части региональных и местных налогов);

- земля предоставляется резидентам только в аренду по ставке 0,1% от земельного налога, право приватизации инвестор может получить только после ввода объекта в эксплуатацию;

- используется принцип компенсации затрат на подключение предприятия к сетям электро- и газоснабжения, в том числе:

при реализации проектов с объемом капитальных вложений более 1 млрд руб. до 3 млрд руб. включительно размер субсидии составляет не более 75 млн руб. по электроснабжению и не более 50 млн руб. по газоснабжению;

при реализации проектов с объемом капитальных вложений более 3 млрд руб. размер субсидии составляет не более 100 млн руб. по электроснабжению и не более 70 млн руб. по газоснабжению.

5. Основные направления создания и развития сети индустриальных парков в Ростовской области

Создание и развитие региональной сети индустриальных парков предполагает приоритетность, специализацию, ресурсное обеспечение и этапность формирования индустриальных парков в рамках предлагаемого зонирования территории области и выделения доминантных районов и городских округов.

5.1. Этапы формирования региональной сети индустриальных парков

Первый этап реализации Концепции создания сети индустриальных парков в Ростовской области охватывает период с 2013 года по 2014 год и содержит следующие задачи:

1. Формирование базовых областных нормативных правовых актов, обеспечивающих благоприятные условия для создания, функционирования и развития индустриальных парков в регионе, включая соответствующий областной закон.

2. Осуществление пилотных проектов создания индустриальных парков в одном или нескольких муниципальных образованиях области, наиболее подготовленных к отработке моделей и механизмов взаимодействия различных заинтересованных организаций с целью тиражирования практического опыта в других территориях региона.

3. Формирование «историй успеха» привлечения инвестиций в создание новых производственных мощностей региона со стороны как крупных мировых и национальных корпораций, так и местных быстрорастущих компаний среднего бизнеса, ставших резидентами индустриальных парков области.

Второй этапохватывает период с 2015 года до 2017 года включительно и предполагает решение следующих основных задач:

1. Совершенствование областной нормативной правовой базы в инвестиционной сфере.

2. Формирование индустриальных парков в муниципальных образованиях региона, определенных как центры инвестиционной активности субрайонных экономических зон Ростовской области.

3. Содействие реализации проектов создания индустриальных парков в других территориях области, инициируемых местными органами власти в рамках государственно-частного партнерства или бизнесом в рамках частной финансовой инициативы.

4. Формирование базовых элементов инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области на основе интеграции ресурсов специализированных государственных учреждений, существующих региональных и муниципальных организаций развития предпринимательства, частных консалтинговых агентств и инвестиционных компаний, фондов.

5. Формирование региональной системы подготовки и повышения квалификации инвестиционных менеджеров для государственных и муниципальных органов управления и местных предпринимательских структур.

6. Создание региональной информационно-коммуникационной сети поддержки и продвижения инвестиционных проектов, продукции и услуг донских товаропроизводителей на национальный и мировой рынок.

7. Позиционирование Ростовской области как одного из лидеров инвестиционно-инновационного развития среди российских регионов с получением соответствующих оценок ведущих рейтинговых агентств.

Третий этапреализации Концепции создания региональной сети индустриальных парков включает период с 2018 года до 2020 года и предусматривает решение следующих задач:

1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы развития инвестиционной деятельности в Ростовской области.

2. Создание индустриальных парков в муниципальных образованиях области, где сложились необходимые и достаточные условия функционирования территорий ускоренного инвестиционного развития.

3. Формирование механизмов взаимодействия и стратегического партнерства инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности и индустриальных парков области в рамках создания единой региональной инвестопроводящей среды.

4. Совершенствование моделей управления индустриальными парками и механизмов привлечения инвестиций.

5. Обеспечение условий для перевода региональной экономики на постиндустриальную модель развития.

5.2. Организационно-правовые основы создания региональной сети индустриальных парков

Реализация предлагаемой организационно-экономической модели создания сети индустриальных парков в Ростовской области предполагает формирование соответствующей организационно-правовой базы, предусматривающей выбор, определение статуса, полномочий и условий функционирования ключевых субъектов создаваемой структуры.

Порядок, условия создания и функционирования индустриальных парков определяются Правительством Ростовской области.

Индустриальный парк размещается на землях промышленности, которые могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Индустриальный парк может быть создан на территории одного или нескольких муниципальных образований Ростовской области.

Создание индустриальных парков может осуществляться по инициативе:

- органов государственной и муниципальной власти - правообладателей земельных участков, на которых возможно размещение индустриального парка;

- потенциальных управляющих компаний индустриальных парков и/или группы организаций, претендующих на роль резидентов индустриального парка;

- частных собственников земельных участков, на которых уже созданы или планируются объекты промышленного производства.

Нормативная правовая база, регламентирующая процессы создания, развития и функционирования индустриальных парков на территории Ростовской области формируется в виде Областного закона «Об индустриальных парках» и соответствующих подзаконных актов.

5.3. Комплекс мер государственной поддержки развития индустриальных парков в Ростовской области

В рамках реализации Концепции предусматривается государственная поддержка:

- субъектов предпринимательства (инвесторов) – резидентов индустриальных парков;

- управляющих компаний, формирующих индустриальные парки, ориентированные на привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства не имеющих необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Комплекс мер государственной поддержки для участников процесса создания и развития региональной сети индустриальных парков (резидентов, управляющих компаний) включают в себя прямую финансовую поддержку (налоговые льготы, субсидии и др.), а также меры косвенной поддержки (снижение административных барьеров, маркетинговое, информационное обеспечение деятельности).

К числу базовых мер поддержки развития индустриальных парков относятся:

- содействие в создании и реконструкции инженерной, транспортной, социальной (при необходимости) инфраструктуры индустриальных парков, прежде всего с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- предоставление налоговых льгот, в части налогов, зачисляемых в областной и местные бюджеты;

- расширение доступа к кредитным ресурсам;

- снижение административных барьеров, в том числе сокращение сроков и упрощение на региональном и муниципальном уровнях административно-бюрократических процедур, связанных с созданием индустриальных парков.

I. Предлагаемый комплекс мер финансовой государственной поддержки развития индустриальных парков в Ростовской области предусматривает двухуровневую систему предоставления льгот и преференций резидентам и управляющим компаниям.

1. Формы поддержки на областном уровне:

- резидентам и управляющим компаниям:

предоставление льгот по налогам на имущество и прибыль в размерах установленных Областным законодательством о региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения;

установление понижающих коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области;

- софинансирование за счет средств областного бюджета расходов муниципальных образований, возникающих при создании объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов: тепло-, водоснабжения, водоотведения и (или) подведения к границам участка инвестора, объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог общего пользования местного значения и мостов;

- субсидии на возмещение части затрат на выполнение работ, оказание услуг по присоединению (подключению) к сетям электро -, газоснабжения, тепло- водоснабжения и водоотведения;

- резидентам:

субсидирование процентной ставки по привлеченным банковским кредитам;

2. На муниципальном уровне резидентам и управляющим компаниям:

- установление на 5 лет понижающих коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков муниципальной собственности, предоставленных для строительства организациям, планирующим реализацию инвестиционного проекта на инвестиционной площадке;

-установление льгот по земельному налогу.

II. Косвенные меры государственной поддержки:

1. В числе первоочередных мер по снижению административных барьеров должно быть обеспечено введение ускоренного порядка получения результатов экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

2. Меры информационного, организационного, маркетингового обеспечения, консультационной поддержки.

3. Предоставление дополнительных мер государственной поддержки инвесторов (резидентов), реализующих инвестиционные проекты на территории индустриальных парков, в том числе:

- синхронизация региональных, муниципальных программ развития дорожной сети, систем водоснабжения и водоотведения с реализуемыми планами резидентов индустриальных парков;

- приоритетное включение подведения коммуникаций для резидентов парков в инвестиционные программы естественных монополий;

- поддержка ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти РФ, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении с их стороны режима наибольшего благоприятствования.

4. В рамках организационной поддержки резидентов рекомендовать руководителям территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти максимально сокращать сроки согласований документации инвесторов (резидентов), проекты которых локализуются в индустриальных парках.

5. Создание типовых проектов развития инфраструктуры индустриальных парков (с соответствующим согласованием инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций). Типовые проекты должны включать минимальный набор унифицированных характеристик и обеспечивать возможность развития каждого индустриального парка с учетом его уникальных особенностей.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления развитие организационного и информационного сопровождения создания индустриальных парков, в том числе:

- формирование перечня объектов незавершенного строительства (временно приостановленных и законсервированных строек и объектов) и свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Создание условий для вовлечения указанных объектов и участков в хозяйственный оборот при создании производств на территории планируемых индустриальных парков;

- возможность корректировки документов территориального планирования и материалов по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования. Информация об инвестиционных площадках должна быть доступна потенциальным инвесторам;

- формирование и ведение базы данных по инвестиционным площадкам и реестра инвестиционных проектов муниципального образования.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области

Планируемые результаты реализации Концепции создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области:

  • создание региональной сети индустриальных парков;
  • формирование региональных институтов развития инфраструктуры индустриальных парков;
  • индустриальное развитие Ростовской области с учетом планов развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;
  • опережающий рост новых высокопроизводительных рабочих мест в инновационных секторах промышленного производства;
  • увеличение объемов частного финансирования в проекты развития индустриальных парков;
  • создание долговременных условий для устойчивого социально-экономического развития территорий Ростовской области.

Контроль за реализацией Концепции создания и территориально-пространственного размещения индустриальных парков в Ростовской области предполагает мониторинг ключевых показателей и оценку индикаторов результата деятельности индустриальных парков.

К важнейшим целевым индикаторам функционирования индустриальных парков в рамках мониторинга реализации настоящей Концепции относятся:

- прирост объема отгруженной продукции Ростовской области;

- соотношение уровня средней заработной платы в компаниях – резидентах индустриальных парков и соответствующего среднеобластного показателя по промышленности региона;

- количество новых рабочих мест в индустриальных парках Ростовской области.

Оценка: 14

Статьи

Предложения Закрыть (x)
Контакты Закрыть (x)

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Индустриальные парки 7 (495) 646 17 52

Генеральный директор: Прокопович Валерий

Бесплатный многоканальный телефон: 8 (800) 555-35-29 (С 10 до 19 МСК) 

Телефон: +7 495 646 17 52 (с 10 до 19 МСК)

Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru

DEGA MARKET - подбор земельных участков промышленного назначения со всеми коммуникациями в индустриальных парках Подмосковья и других регионах РФ.

DEGA MARKET имеет шестилетний опыт работы и специализацию - у нас прозрачные сделки, привлекательные цены и если необходимо - качественное строительство "под ключ" любых производственных зданий  в кратчайшие сроки

DEGA MARKET: +7 (495) 646-17-52

Индустриальные парки – новые промышленные зоны России – покупка – продажа – цены на размещение производств – аренда

Индустриальные парки - зелёный коридор в новую экономику страны

Национальный рейтинг индустриальных парков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг технопарков РФ (обновляется ежедневно)
Национальный рейтинг агентств и корпораций развития РФ (обновляется ежедневно)

Whatsapp Viber

Реклама на портале

Адрес: Москва, Можайское ш.2
Телефон: +7 495 646-17-52,
Генеральный директор: Прокопович Валерий
Электронный адрес: vp@russiaindustrialpark.ru